⠀
Всем известно, что самолет - изделие штучное, очень сложное в изготовлении и сборке.
Тем более самолет боевой, фронтовой истребитель.
Знаменитый авиаконструктор Яковлев вспоминал как товарищ Сталин заставил его применить необычную технологию и что из этого вышло.
⠀
В октябре 1941 года конструктора Яковлева направили в Сибирь на один из эвакуированных авиазаводов.
Стояла задача в несколько раз нарастить выпуск боевых самолетов для фронта.
Завод работал по традиционной технологии - в сборочном цеху ставились стапеля и на них собирался всей бригадой один самолет.
Ничего похожего на автомобильный конвейер, где машина непрерывно движется от операции к операции.
⠀
В таком режиме завод мог выдавать при самых ударных темпах максимум 2 новых самолета в сутки.
Сталина такое не устраивало, конструктору была поставлена задача обеспечить выпуск 20 машин в день.
И без промедления!
Яковлев было попытался возразить вождю, что завод и так работает изо всех сил.
Как возможно в 10 раз нарастить выпуск на том же оборудовании и с теми же рабочими?
⠀
Сталин задумчиво раскурил трубку и сказал:
- Это конечно, товарищ Яковлев, задача непростая.
Но мы должны ее решить, иначе враг нас точно побьет.
Фронту эти самолеты нужны как вода, как воздух.
20 лет назад на заводах Форда внедрили конвейер.
И смогли увеличить выпуск автомобилей в десятки раз.
Посмотрите как они этого добились, возможно, опыт окажется подспорьем и Вам.
⠀
Яковлев вспоминал, что выходил из кабинета вождя в растрепанных чувствах.
Задача стояла неподъемная.
И виданное ли дело - конвейер на авиазаводе.
Есть изделия, пригодные для такой технологии, и есть самолеты - штука индивидуальная.
Вникнув в работу завода, конструктор осознал, что как ни закручивай гайки, как ни гоняй людей - толку не будет.
Добились роста производства в 1,5 раза - но это все равно только лишь 3 самолета в сутки, а не 20.
⠀
Тогда Яковлев собрал начальников цехов и озвучил смелую идею - будем делать конвейер, товарищи.
Смотрели на него как на сумасшедшего, но ослушаться посланника наркомата не посмели.
Так в самом просторном цеху - сборочном - были проложены железнодорожные рельсы.
Для этого "конвейера" были изготовлены тут же специальные тележки, напоминающие небольшой поезд.
На тележках собирался каркас будущего самолета и отправлялся в путь по производственным участкам - станциям.
На каждом стендовом участке делали только одну сборочную операцию.
На одной станции стыковали плоскости с фюзеляжем, на следующей работали двигателисты, за ней станция - установщиков винтов, затем - электрики, тянущие проводку и т.п.
⠀
Время на каждую операцию везде одинаковое и строго нормированное.
Отщелкали часы очередной интервал - звучит сирена и "поезд" с самолетом отправляется на следующую станцию, а его место занимает следующая машина.
Если какая-то бригада задержалась и не уложилась в отведенное время, конвейер не останавливали.
Самолет продолжал движение по станциям, но уходил не на испытания, а на аэродром для досборки.
Такие самолеты, помещенные в "болото" помечались флажками с фамилиями сборщиков, не уложившихся в срок.
Превратиться в "болотного водяного" никто не хотел, это считалось большим позором и рабочие старались такого не допускать.
⠀
С последней "станции" конвейера самолеты точно так же, в очередь, отправлялись в тир, чтобы отстрелять авиапушки на точность и опробовать работу моторов.
Если все хорошо - машина попадала в руки заводских летчиков- испытателей.
На испытания отводилось тоже не слишком много времени.
За 20-30 минут полета испытатель обязан полностью опробовать как ведет себя новая машина в различных режимах.
А после посадки на полосе ждет уже следующая машина.
⠀
Испытатели работали по 15-18 часов в сутки, иногда и спали прямо в кабинах истребителей.
Зато фронтовые летчики знали - машина, которая поступила в войска, отработана на совесть, можно смело садиться за штурвал и бить врага.
Результаты "сталинского конвейера" превзошли все ожидания.
Никто из старых мастеров не верил, что подобное возможно.
Уже через 3 недели завод выпускал не 2, а 20 новых боевых истребителей в сутки!
Никакому Форду подобные технические чудеса и не снились.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев