Колосов Василий Егорович. Большой любитель природы,пчеловод, пасечник бывшего колхозного пчельника, художник-самоучка.
Отец Михаила Колосова http://www.odnoklassniki.ru/profile/542241212656 и
Елены Колосовой (Колпаковой) http://www.odnoklassniki.ru/profile/543174494463 На этом месте была плотина. Здесь река разделялась на два потока. Поток по правую руку от Василия Егоровича шел к шлюзу для сброса излишек воды (особенно в половодье) и назывался он Вешняки (произносилось вИшняГи ). Над этим шлюзом был мост, с которого мы прыгали (высотой метра три) в "Бучило”. Бучилом называлось то место, куда сбрасывалась вода сВишнягов. Это был обширный водоем, глубина которого, говорят, достигала длины вожжей. И водилось там великое множество очень разнообразной рыбы. Как только она там уживалась в таком своем разнообразии и количестве! А поток по левую руку от В.Е. шел на колесо мельницы и на крыльчатку турбины ГЭС. Но лично я не помню, чтобы эта ГЭС работала.
Но то время, когда ставили столбы и вели злектричество с Вознесенска мимо мельницы в Новоселки, запомнилось хорошо, хотя и было мне в то время лет 8-9. Наверное, было это до 60-го года. Один из электриков однажды почему-то с большим интересом изучал мой нательный крестик на суровой нитке. Суровыми нитками называли какие-то спец. нитки, которыми зашивали мешки. А если эти нитки натереть гудроном, то это уже была ДРАТВА, которой подшивали валенки. Приезжих электриков было несколько человек и все они были влюблены в Машеньку Лушину, которой было тогда лет 17-18 и была она в то время озорной девчонкой с кудряшками.
А вот мельница очень даже активно эксплуатировалась. Оттуда постоянно шел шум от воды и от жерновов. Место, куда сбрасывалась вода с колеса, так и называлось- ШУМ. Там рыбы было мало. И соединялись эти два потока ниже по течению в районе моста, остатки которого есть среди фотографий альбома “Новоселки сегодня” и о котором один мой знакомый романтичный юноша как-то сказал: “Моста черный скелет судьбу сжалиться просит”
19 янв
За то время, пока я собирался продолжить описание этой замечательной фотографии, в районной газете НАША ЖИЗНЬ на эту тему вышла очередная (серия “История с фотографи-ей”) статья Н.Шемяковой. Будем надеяться, что серия этих историй появится в удобоваримом виде в альбомах или темах нашей группы и станет доступной всем участникам.
Еще несколько слов на тему фотографии. Здесь, действительно, до 80-х кипела жизнь: мельница со сторожкой у подножья “крутояра” и родником, справа от сторожки – свинарник со своей сторожкой и хранилищами картошки (весной гниловатые остатки этой картошки мы воровали из хранилищ и пекли в костре на вершине “крутояра”); плотина с вИшняГами и гро-мадным омутом (БУЧИЛО) от сброса излишек воды, упомянутый уже мост на сваях через речку и дорога жизни –через Фадееву гору (вот опять я одиноко на горе стою Фадевой), с которой можно было бросить прощальный взгляд на родные места, дорога на Вознесенск и дальше- зачастую в неведомый мир. Полагаю, тысячи наших земляков и предков в разное время с узелками, кошелями и чемоданами; босиком, в лаптях, и сапогах ушли по этой дороге безвозвратно...
14 мар 21:28
Как уже говорилось, Василий Егорович был художником-любителем. Еще с дошкольного возраста мне были известны две его картины. Один – портрет Ленина, вторая – изображение БУЧИЛА в разлив. Черно-белый портрет Ленина был, пожалуй, карандашным рисунком размером примерно метр на метр. По праздникам его размещали на сцене клуба, а в будни он хранился в библиотеке на втором этаже. Картина БУЧИЛА была размером больше портрета Ленина, выполнена маслом и размещалась тоже в клубе. Дочь Василия Егоровича - Елена Ко-лосова(Колпакова) рассказала мне, что эта картина пришла в негодность еще при жизни В.Е., но он нарисовал еще одну такую же (копию), только меньшего размера. И эта копия хранится у ее брата ( Михаил Колосов- автор альбома МОИ НОВОСЕЛКИ) в Павлово. Так что, похоже, нам еще удастся посмотреть на эту картину - хотя бы репродукцию в одном из наших альбомов. К тому же, исходная картина, хотя и в плачевном состоянии, как я недавно выяснил, хранится в Новосельском частном музее В.А.Клочковой.
А с портретом Ленина приключилась по тем временам рисковая, а по нынешним вре-менам забавная история. Елена мне рассказала, что ее отца в те времена вызывали в райком партии и дали нагоняй за то, что он нарисовал портрет Ленина. Он, оказывается, не имел на это право. Для этого нужно было иметь спец. разрешение (типа нонешней лицензии), которого у него не было. Но я догадываюсь, что поводом вызова В.Е. в райком послужила другая история, о которой мне рассказали еще тогда два моих сверстника-дошкольника. И эту историю, думается, сейчас уже можно рассказать.
Жили-были два дошкольника, как и все их ровесники в то время, предоставленные целыми днями сами по себе. Один из них - ныне покойный Горелов Виктор Иванович (Горелый), второй пока пусть остается для нас неизвестным. И родилась у Горелого идея: пробраться с первого этажа через закрытое отверстие в потолке (мальчишка был не только вороватый, но и наблюдательный) на второй этаж в библиотеку.
Вчера 18:33
Естественно, во владениях зав. библиотекой Василия Лукьяновича Чураева этим двум вечно голодным волчатам поживиться оказалось нечем. Внимание их привлек портрет Ленина, который стоял на полу прислоненным к стеллажу с книгами. Сходили они по маленькому на портрет, в результате чего краска потекла и на щеках вождя показались потеки, похожие на слезы. Наверное, когда эти потеки обнаружились, то для Райкома Партии это было ЧП районного масштаба. Но вряд ли отрабатывалась версия умышленной порчи портрета. Такие действия по тому времени были равносильны самоубийству. Должно быть решили, что это случилось во время дождя из-за протечек в крыше. Необходимо было утилизовать испорченный портрет ,а заодно и выяснить –кто и по какому праву рисовал этот портрет. С этой целью и вызывали в Райком автора этогопортрета Колосова В.Е. на ковер.
А Горелый и сам обладал немалыми художественными способностями. Еще в начальных классах он рисовал карты, в которые мы на Пасху играли в очко.
В 10 лет он уехал к матери в Одессу (в Новоселках он воспитывался в семье своей бабушки Насти Лексаниной. А Маной , с которым он рос, доводился ему дядей.) В Одессе он, еще будучи малолетним, попал первый раз в тюрьму. А после этого на воле стал бывать меньше, чем в тюрьме. Вновь в Новоселках он появился в 72году. И после этого он опять периодически куда-то пропадал.
. В последний раз он появлялся в Новоселках после очередной отсидки , пожалуй, в начале 90-х В то время водку, а потом и сигареты, продавали по талонам. И Горелый стал нужным в деревне человеком- рисовал поддельные талоны. Художественно оформил часовенку на кладбище. Спрашивал всех- нет ли у кого фотографии Бучила, которого к тому времени уже не существовало и которое он мечтал нарисовать. Но этого так и не случилось...Не нашлось такой фотографии.
Умер он в 2012г в Н.Новгороде и похоронен на Новосормовском кладбище в 42 квартале для бездомных. Его родственники (семья Вани Лексанина) отыскали его могилу и поставили на ней железый крест.
Вот такие воспоминания вызвала во мне фотография В.Е.Колосова, сидящего на берегу плотины и смотрящего в сторону Бучила, которое ему удалось нарисовать с натуры.
ПРОСЬБА: Если где-то, у кого-то обнаружится фотография Бучила, дайте об этом знать. Или разместите её в одном из альбомов 50-70-х годов .
1-Колесо мельницы. 2-БУЧИЛО-картина В.Е.Колосова. 3.Вид со стороны БУЧИЛА на остатки свай переходного моста.
Сваи моста. Вид против течения в сторону Бучила. Там.где река теряется из виду, просматриваются остатки плотины и Вешняков.
#НовоселкиБучило
https://ok.ru/profile/558826755418 Доброе утро, моя бабушка Клочкова Мария Ивановна родилась 02.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
В сторОжку ударила молния и нас всех оттуда как ветром сдуло. Розетку от радио вместе с частью бревна -в щепки. А т.Дуня осталась лежать в сторОжке. Её тогда крепко"ошунуло".Её вытащили из сторОжки, положили на сырую глину и стали голые ноги присыпать землёй- "заземлять". Глупость, конечно, но тогда были такие официальные рекомендации. Вот над этим тогда и шутковал мельник Бояр.Но это было уже после того, как она пришла в себя.И я тому свидетель. Потом просто стали ходить всякие разные басни.
И вдруг от сторОжки свинарника раздался крик - Артёма убило! Побежали туда. Она находилась приме...ЕщёВ тот день мы с матерью в лесу готовили дрова из валежника и сухостоя- живые деревья нельзя было трогать.Когда запахло грозой,мы прибежали в сторОжку мельницы.Там их было две. Одна от свинарника со сторожем Ляваем, вторая от мельницы у подножия Крутояра со сторожем Немым Дундиным. Народу в обе сторожки набилось много.Я сидел на лавке под радио рядом с т.Дуней Базавой.
В сторОжку ударила молния и нас всех оттуда как ветром сдуло. Розетку от радио вместе с частью бревна -в щепки. А т.Дуня осталась лежать в сторОжке. Её тогда крепко"ошунуло".Её вытащили из сторОжки, положили на сырую глину и стали голые ноги присыпать землёй- "заземлять". Глупость, конечно, но тогда были такие официальные рекомендации. Вот над этим тогда и шутковал мельник Бояр.Но это было уже после того, как она пришла в себя.И я тому свидетель. Потом просто стали ходить всякие разные басни.
И вдруг от сторОжки свинарника раздался крик - Артёма убило! Побежали туда. Она находилась примерно в ста метрах.Там на земле лежал бородатый мужик.Также полураздетый и слегка присыпанный землёй.На ноге- разорванный и обугленный в области пятки лапоть, а в пятке- также обугленная дыра.Под подбородком также были какие-то дыры. Артём, а я его знал, т.к. он жил на нашей улице где-то возле Гарасевых или Бахтызяна, был уже мёртв.В сторОжке также также были щепки в области розетки и репродуктора. А в полу,видимо там, где была пятка,- дыра.