ФАКТЫ и ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
30 ноября 2014 года прошла, организованная Сорочинским региональным общественным движением возрождения национальной культуры тюркских народов (татарской, башкирской, казахской) «Туган тел», встреча сорочинских мусульман по обсуждению намеченной темы «О сложившейся ситуации в Сорочинской мечети".
На объявленное совещание пришли порядка 50 человек. На этом форуме мусульман большей частью были женщины. Имам мечети не пришёл.
Председательствующий конкретизировал направленность разговора, указав, что ситуация в мечети удручающая и призвал собравшихся разбираться с этим положением, обсудить его, принять определённое решение по нему.
Было предложено выступить первым Бикбулатову Рахматулле Минвалеевичу.
Он длительное время возглавлял совет Сорочинской мусульманской организации. Именно Бикбулатов восстановил мечеть г. Сорочинска – искал и находил для этого средства, проектировал здание и руководил его строительством.
Рахматулла-абзы является уроженцем села Баширово, прожил свою жизнь в Средней Азии, возглавлял много лет республиканское строительное управление Таджикистана. На склоне лет переехал на родину и организовал восстановление мечети. Сейчас ему 82 года.
Бикбулатов выступил коротко. Отметил, что имам действительно не работает. Заявил присутствующим, что его унизили в мечети. В бытность председателем совета мусульманской организации Бикбулатов взял у одного человека контейнер для временного использования при строительстве мечети и поставил его на мусульманском кладбище. Рахматулла-абзы дал слово вернуть взятое по первому требованию того человека. А когда возникла такая необходимость и Бикбулатов хотел отдать контейнер назад, то натолкнулся на неожиданное препятствие – имам мечети Зайнутдинов Равиль запретил трогать контейнер. Точнее, запрет исходил от Кирюшиной Асии, а когда пожилой человек пожаловался имаму на произвол этой женщины, то Зайнутдинов поддержал Кирюшину. При этом ему пришлось выслушать оскорбительные слова от Кирюшиной. Своими действиями нынешний имам Сорочинской мечети поставил его в совершенно нелицеприятное положение перед тем человеком. И Равиль полностью потворствует всем выходкам этой женщины, которая, как сказал Рахматулла-абзы, не должна быть в мечети.
Определённая часть участников – порядка 15 человек – сразу же позиционировала себя от других. Всех тех, кто не говорил в том русле, каком хотела бы слышать эта группа, называли «ваши». Обращало внимание, что данная команда была явно сплочённая и их объединяла общая установка, суть которой можно выразить в виде предписания: «Ни слова плохого про имама и Кирюшину».
Так, Кажибек Тажикова неоднократно обвиняла выступающих, когда они отмечали плохую работу имама, в нарушении установок Корана. Эта женщина всегда ходит в хиджабе и имеет почтенный возраст 75 лет. Кажибек-апа неоднократно заявляла требование не обсуждать Равиля Зайнутдинова, так как его нет на данном совещании. Даже тогда, когда было сказано ей председательствующим, что никто не обсуждает личных качеств Равиля, а разговор идёт о ненадлежащем исполнении обязанностей имама этим человеком, всё равно Тажикова вставала и искренне поражалась, как можно говорить плохое про имама, и обличала в греховности тех, кто смел указывать на то, что мечеть закрыта часто или что имам не проявляет себя как лидер. Указывая иным на их недостойное, по её мнению, поведение, Кажибек-апа почему-то считала возможным для себя мешать тем, кому предоставлялось слово. Она постоянно перебивала и перебивала выступающего. Она перебивала подряд всех тех, чьё суждение отличалось от её мнения. И такое поведение этой, соблюдающей внешние атрибуты ислама и уже пожилой женщины, было настолько настырным и напористым, что складывалось впечатление о целенаправленности её действий.
Подобное поведение было характерной чертой этой группы. И возникало впечатление, что у каждого своя задача.
Три женщины, расположившись на переднем ряду, всякий раз, когда очередной выходящий к микрофону говорил то, что им не нравилось, всевозможными способами мешали ему – перебивали, начинали задавать вопросы председательствующему, просто устраивали перепалку.
Из задних рядов постоянно вскакивала и кричала Темирова Гельнур, что это совещание нельзя проводить без имама. В этом случае совершенно непонятно, почему она сама была до конца совещания? Встань и уйди тогда, если нельзя …. И почему имам сам не пришёл? Женщин послал, что-ли, вместо себя ….
В составе этой группы было только трое мужчин: Муратов Ильяс Шакирович, Минияр Тимербулатов, Ильдар Искандаров.
Муратов с самого начала потребовал объяснить, почему в газете написано «конференция», а проводится совещание. Но, несмотря на подробное разъяснение по этому поводу, Ильяс Шакирович повторял и повторял свой вопрос. Делал он это методично и назойливо. Явно пытаясь помешать обсуждению заявленной темы. Именно этим требованием и попыткой мешать работе форума он запомнился на данном совещании.
Впрочем, это заседание трудно было назвать совещанием.
Запланированного разговора с мусульманами о сложившейся ситуации в мечети не получилось.
Группировка, которая пришла явственно с целью сорвать это собрание, совершенно не слушала других и мешала иным высказать своё мнение. Так, все они дружно говорили, как хорошо работают Зайнутдинов и Кирюшина. Но их заявления были голословными утверждениями, без каких-либо подтверждающих фактов. При этом они упорно игнорировали примеры, опровергающие их слова. Для сравнения была приведена работа имама Ташлы. Который реально, а не на словах занят делом. В частности, ташлинская мечеть собрала 28 тысяч рублей фитр-садака – милостыню для неимущих – и купила на все эти деньги крупы для 100 семей. А в Сорочинске? Никто из тех, кто требовал не очернять якобы хорошо работающего имама, не сказал, кому из неимущих в Сорочинске была оказана помощь из собранных фитр-садака. Мне рассказали о следующем случае: однажды в мечети Али возразил Зайнутдинову, что этот сбор предназначен для бедных. Но сорочинский имам настырно утверждал, что фитр-садака – для мечети.
Хамид Керимов сказал присутствующим, что имам оскорбил верующих, постоянно ходящих в мечеть на намаз, подозрением о воровстве денег из ящика для сбора подаяний. Ответ группировки был шокирующим и достаточно показательным – они попытались унизить Хамида. Выступающего назвали обиженным. Они предприняли такую попытку в соответствие с сунной?
На что уже очевидное выступление было у Рахматулла-абзы, но и оно ушло как вода в песок – никто из группировки не сказал в ответ, что имаму не подобает несправедливость и что нравственные установки ислама не дозволяют унижать человека, а уж пожилого, старше себя, тем более.
Много было различных неопровержимых фактов, которые однозначно могли быть предметом обсуждения нравственного составляющего работающих в мечети. Был приведён пример, когда имам закрыл ворота на кладбище и хотел помешать по надуманным обстоятельствам хоронить умершую. Махмудова Райхана рассказала про инцидент с обмыванием её умершей бабушки – имам устроил скандал из-за того, что деньги за обмывание покойницы не пойдут к ним. Нурия Муртазина рассказала про волокиту с никах (регистрацией брака) и о негативной роли в этом Кирюшиной. Масалим Искандаров сказал, что отпадает всякое желание ходить в мечеть, когда там такая недоброжелательная обстановка. И подобных выступлений было много.
Но всех тех, кто указывал на факты об удручающей ситуации в мечети, сторонники Кирюшиной и Зайнутдинова назвали кучкой людей, распространяющей сплетни. Одна из защитниц Равиля сказала, что у имама высшее образование, а про него ходят разные слухи, хотя его надо поддерживать. И призвала ходить в мечеть с благими намерениями. Ильдар Искандаров обвинил организаторов совещания в намерении захватить власть в мечети. А Тимербулатов Минияр периодически вскакивал и требовал не очернять мечеть и утверждал, что и имам, и Кирюшина работают хорошо. Но когда был задан резонный вопрос, почему же бедствует мечеть, если они хорошо работают, он промолчал.
Объективным показателем работы имама является просвещённость уммы. Если имам старательно «сеет разумное, доброе, вечное», то и община под стать его стараниям. Но если имам озабочен только сбором денег и требованием не критиковать его, то соответственно это проявляется и в действиях его последователей. Что говорить о глубинных познаниях ислама сорочинскими мусульманами, когда даже самые обыкновенные положения религии не исполняются. Кроме примера агрессивного поведения группировки – сторонников имама, можно привести пример неисполнения всеми участниками совещания простейшего требования: на меджлисах женщины должны располагаться за мужчинами. А здесь – на собрании мусульман – как было? Тот же постоянно вскакивающий Минияр Тимербулатов выкрикивал свои слова с самого заднего ряда. Или – Кажибек Тажикова. Она, демонстрирующая приверженность к исламу посредством хиджаба и требующая от других начинать с себя искоренение недостатков, упорно мешала высказываться мужчинам именно с первого ряда. Вполне возможно, что ни Минияр, ни Кажибек-апа не знают этого элементарного требования Шариата – о порядке нахождения мужчин и женщин на общих собраниях. Но кто, как не имам должен учить умму этике ислама?
Бурное собрание сорочинских мусульман так и не стало совещанием. Когда от председательствующего поступило предложение собрать сход мусульман в мечети с целью разрешить сложившуюся ситуацию, никто из группировки не сказал ни «за», ни «против». Молчали. Видимо, не было инструкций на этот счёт и поэтому не знали, что сказать. И когда Наиля Козлова предложила собраться до схода, обсудить ситуацию, группировка так же молчала. Когда председательствующий, поддержав выступление Наили и обращаясь к группировке, предложил желающим создать инициативную группу по организации указанного собрания и предложил им взять на себя руководство этой командой, и вместе начать подготовку к сходу, группировка опять молчала.
Сложилось впечатление от действий данной группировки, что это – секта. Явные признаки: агрессивность; сплошная демагогия, основанная на вырванных цитатах; наклеивание ярлыков, когда используется для этого изощрённая технология с целью дискредитировать тех, кто не соглашается с лидерами, дабы сразу сделать невозможным рассматривать мнение не согласного; закрытое общение, то есть – без диалога, по схеме «сверху вниз», когда не поощряется независимое мышление и не предоставляется людям возможность задавать честные вопросы, а «правильные ответы знают» только лидеры; неспособность членов анализировать проблему, но наличие у них особых притязаний и мышления «мы-и-они»; авторитарное правление – беспрекословное подчинение лидеру (лидерше) и полный запрет на обсуждение, и критику руководства; недостаток объективной отчётности – лидеры, по большому счёту, неподотчётны никому; непрозрачность финансов, но, в то же время, главное внимание на деньги, на сбор денег или на вкладывание денег членами якобы на благо….
В этой связи очень показательно эмоциональное вскакивание Кажибек-апа. Она кричала, что мечети нужны деньги, мечети нужно помогать деньгами. Тажикова говорила, что она постоянно платит в мечеть – за последнее время заплатила три тысячи рублей, а кроме этого ежемесячно платит по 250 рублей. И в сильнейшем возбуждении подбежала к председательствующему, и демонстрировала чеки по тысяче рублей с печатями мечети.
Не хотелось бы уподобиться им и клеить ярлыки. Но трудно, анализируя имеющиеся факты, выслушивая от многих людей примеры негатива, отвергать напрашивающийся вывод: в мечети власть захватила секта. В сознании сорочинских мусульман ислам подменяется на «истину в последней инстанции» Асии и её исполнителя Равиля.
Завершением совещания было принятое Движением «Туган тел» решение созвать сход сорочинских мусульман в мечети 21 декабря на 10 часов.
Дополнительным вопросом было намерение рассмотреть с присутствующими проблему, имеющуюся у Движения «Туган тел»: об оплате арендуемого помещения. Но в той ситуации было бессмысленно даже заикаться об этом. Проблема так и осталась зависшей.
Важное примечание.
Я был председательствующим этого совещания. И мне было сделано людьми существенное замечание по ведению собрания – я неоднократно срывался на крик. Искренне прошу у всех извинения за свою несдержанность. Нисколько не оправдываясь, надеюсь на понимание ситуации.
Руководитель Движения «Туган тел» Бакиров Р. М.
07 декабря 2014 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1