Институт научной информации по общественным наукам РАН подготовил исследование: как Россия показана в учебниках истории постсоветских стран, Востока и Китая.
В основном в учебниках стран постсоветского пространства Россия представлена как колониальное государство, которое угнетало народы на присоединенных территориях, что нанесло урон их культуре, цитирует одного из соавторов исследования Разиля Гузаерова РБК. При этом вклад России в развитие этих стран обозначен гораздо меньше.
Авторы исследования утверждают, что продвижение в учебниках истории «ложных и искаженных событий» формирует негатив по отношению к России, а в будущем может стать базой для «развития ксенофобии и русофобии».
Как Россия отражена в школьных, вузовских и профильных учебниках по истории других стран:
В учебниках истории Казахстана политика Российской империи характеризуется как «агрессивная, неэффективная и колониальная» и направлена на «установление контроля над новыми территориями, эксплуатацию их ресурсов и управление населением». Критика советской власти в 20-е годы тоже присутствует (за массовые голодные бунты и гибель людей).
Установление советской власти в Азербайджане в учебниках называют «военным вторжением», которое произошло при поддержке «предательских сил». Советская власть показана как «эксплуататор» и «гегемон», интересы которой удовлетворял азербайджанский народ. Россия также называется причиной карабахского конфликта.
Насильственным завоеванием описывают период присоединения Центральной Азии в учебниках Узбекистана. Там оспаривают аргументы о постройке в Центральной Азии железной дороги, телеграфа, некоторых промышленных предприятий. Описание Российской империи: «пытается оправдать свои захватнические войны различными пропагандистскими мифами наподобие того, что оно несет завоеванным народам прогресс и цивилизацию, освобождает от деспотии, а также о добровольном присоединении к метрополии».
В учебниках Кыргызстана более положительно описывается влияние России и вхождение республики в состав СССР (началось развитие народного хозяйства, системы образования, промышленности, что ознаменовало окончательный переход к оседлому образу жизни).
В учебниках Таджикистана положительно оцениваются действия Советской России в ходе гражданской войны в стране, отмечают вклад России в развитие культуры и науки Таджикистана, а также «искоренение басмачества». При этом Россия в царский период оцениваются негативно как империалистическая сила.
В учебниках Израиля Российская империя и Советский Союз описываются как антисемитские государства.
Иранские историки представляют Россию как агрессора, действующего в интересах политики «экспансии» территорий, ранее принадлежавших Персии, и обвиняют ее во вмешательстве во внутренние дела страны и утрату суверенитета.
Комментарии 7