Новосильские казаки — отдельная этнографическая группа донских и запорожских казаков, проживающая в бывших южной части Новосильского уезда и соседней Дарищенской волости Ефремовского уезда Тульской губернии. В настоящее время это территория Новосильского, Залегощенского, Верховского и Новодеревеньковского районов Орловской области.
Существование новосильских казаков как самостоятельной этнографической группы подтверждено исследованиями проведенными в начале XX века известым профессором-лингвистом Е. Ф. Будде[1], петербургским этнографом Н. М. Могилянским[2] и новосильским писателем, этнографом и краеведом В. Н. Глаголевым[3], а также другими источниками.
Новосильскими казаками называли себя проживавшие в этих местах однодворцы и государственные крестьяне, потомки «служилых людей» — городовых и сторожевых казаков, а также стрельцов и пушкарей. После расформирования в XVIII веке гарнизонов городков-крепостей Тульской и Белгородской засечных черт эта группа дольш
...Ещё
Новосильские казаки — отдельная этнографическая группа донских и запорожских казаков, проживающая в бывших южной части Новосильского уезда и соседней Дарищенской волости Ефремовского уезда Тульской губернии. В настоящее время это территория Новосильского, Залегощенского, Верховского и Новодеревеньковского районов Орловской области.
Существование новосильских казаков как самостоятельной этнографической группы подтверждено исследованиями проведенными в начале XX века известым профессором-лингвистом Е. Ф. Будде[1], петербургским этнографом Н. М. Могилянским[2] и новосильским писателем, этнографом и краеведом В. Н. Глаголевым[3], а также другими источниками.
Новосильскими казаками называли себя проживавшие в этих местах однодворцы и государственные крестьяне, потомки «служилых людей» — городовых и сторожевых казаков, а также стрельцов и пушкарей. После расформирования в XVIII веке гарнизонов городков-крепостей Тульской и Белгородской засечных черт эта группа дольше всех однодворцев казачьего звания сохраняла за собой такое наименование.
Происхождение этой этнографической группы точно неизвестно. Современные местные краеведы утверждают, что это потомки выходцев либо с Дона, либо с Запорожья,слившиеся позднее с местными мещанами, вследствие чего не могут вызывать интереса.
Тем не менее о происхождении новосильских казаков существуют такие версии.
По одной из них — это потомки запорожцев князя Дмитрия Вишневецкого («Байды»), а также донских казаков, приглашенных во второй половине XVI века Иваном Грозным для несения охранной службы на недавно созданной Тульской Засечной черте.
По другой, наиболее вероятной — новосильские казаки, как и некоторые другие этнографические группы русских — полехи, горюны и саяны,происходят от летописного славянского племени северян или севрюков — коренных жителей Северщины. Северянский анклав в местной лесостепи существовал либо еще во времена Черниговского княжества, либо появился позже, в XIV—XV веках, во времена вхождения Новосильского княжества в сост
...Ещё
Происхождение этой этнографической группы точно неизвестно. Современные местные краеведы утверждают, что это потомки выходцев либо с Дона, либо с Запорожья,слившиеся позднее с местными мещанами, вследствие чего не могут вызывать интереса.
Тем не менее о происхождении новосильских казаков существуют такие версии.
По одной из них — это потомки запорожцев князя Дмитрия Вишневецкого («Байды»), а также донских казаков, приглашенных во второй половине XVI века Иваном Грозным для несения охранной службы на недавно созданной Тульской Засечной черте.
По другой, наиболее вероятной — новосильские казаки, как и некоторые другие этнографические группы русских — полехи, горюны и саяны,происходят от летописного славянского племени северян или севрюков — коренных жителей Северщины. Северянский анклав в местной лесостепи существовал либо еще во времена Черниговского княжества, либо появился позже, в XIV—XV веках, во времена вхождения Новосильского княжества в состав Речи Посполитой. В 1555 году в указе о сборе войска для похода на Крымское ханство, в числе «сиверских» (северских) городов называется также и Новосиль[5].
В пользу «северской» версии происхождения новосильских казаков говорят следующие факты:
Во-первых, это типичные «казачьи» села новосильских казаков, которые легко оборонять. Села очень большие, еще в XVIII—XIX веках бывшие длиной до десяти верст и с населением до нескольких тысяч человек, но в то же время состоящие из находящихся поодаль друг от друга отдельных слобод. Село Среднее, например, состояло из девяти слобод — Моховщины, Козлиновки, Загородов, Низов, Вышов, Щигров, Зачугуновки, Сиповки и Запрудчины. Села как правило располагались поодаль от «больших дорог» и в «укромных» местах — в дубравах или в ложбинах вдоль речек.
Во-вторых, это особый, отмеченный Е. Ф. Будде и В. Н. Глаголевым, и практически идентичный «саянскому» диалект.
Говор новосильских казаков по Глаголеву "резко отличается от говора большинства населения Новосильского уезда и таким образом «говор Новосильского уезда распадается на „барский“ (потомков крепостных) и казацкий»“.
подчеркнутые «аканье» и «яканье» — вядро, яго, чаво, ряка, не вяликая, купитя, вянес (венец). Это же нашло отражение и топонимике местных географических и гидрографических названий — село и река Лазавка (вместо Лозавка), ручей Альховец (вместо Ольховец) и т. д.;«цоканье» (произношением «с» в соответствии аффрикате «ц») — курису, яиса, сапля, сарь, атес, у серькве, маладес, лисо, агурсы, лисису, вянес, к вянсу, серса, младенса;«кагоканье» (твёрдое произношение «г» с особенным ударением на «о») — яго, маяго, нашаго;третье лицо единственного числа без «т» — будя, зная, играя, видя, придя;«щё» и «чо» вместо «что»;«сабе» и «сае» вместо себе.
Е. Ф. Б
...Ещё
Новосильским казакам присуще:
подчеркнутые «аканье» и «яканье» — вядро, яго, чаво, ряка, не вяликая, купитя, вянес (венец). Это же нашло отражение и топонимике местных географических и гидрографических названий — село и река Лазавка (вместо Лозавка), ручей Альховец (вместо Ольховец) и т. д.;«цоканье» (произношением «с» в соответствии аффрикате «ц») — курису, яиса, сапля, сарь, атес, у серькве, маладес, лисо, агурсы, лисису, вянес, к вянсу, серса, младенса;«кагоканье» (твёрдое произношение «г» с особенным ударением на «о») — яго, маяго, нашаго;третье лицо единственного числа без «т» — будя, зная, играя, видя, придя;«щё» и «чо» вместо «что»;«сабе» и «сае» вместо себе.
Е. Ф. Будде считал диалект новосильских казаков «переходным» от южнорусского к малороссийскому.
В третьх, это сходство в одежде. Как Е. Ф. Будде, так и В. Н. Глаголев отмечали отсутствие у новосильских казачек обычных у «барских» крестьянок кичек и сарафанов. Вместо этого казачки носили расшитые рубашки, цветные шерстяные юбки-понёвы «с прошвою» и «коротейки». На головах у них были повязки, платки или «сороки», больше похожие на головной убор индейского вождя или хвост павлина.
В. Н. Глаголев писал об этнографических особенностях новосильских казаков следующее: «Некоторая разница в костюме и говоре, а в остальном он (Новосильский казак) мало чем отличается от коренного населения» (Глаголев относил казаков к некоренному населению уезда, в то время как сами казаки называли «цюзими» «барских»). Он также указывал и на некоторые мелкие отличия в одежде казачек и «барских» крестьянок — новосильские казачки «надевают коротейку только при доброй поневе с прошвою, то есть когда перед поневы сделан из китайки и отворот поневы подбит цветной материей». Е. Ф. Будде также отмечал, что новосильские казачки носили «поневы сшивные, из четырех полотнищ, то есть с прошвою». На головах женщин и девиц были повязки, а праздничным головным убором был нарядный платок или «сорока». Будде отмечал и еще одну особенность в одежде новосильских казачек (в Залегощи): надевать на ноги по два или три чулка, чтобы ноги казались тол
...ЕщёЭтнографические особенности новосильских казаков
В. Н. Глаголев писал об этнографических особенностях новосильских казаков следующее: «Некоторая разница в костюме и говоре, а в остальном он (Новосильский казак) мало чем отличается от коренного населения» (Глаголев относил казаков к некоренному населению уезда, в то время как сами казаки называли «цюзими» «барских»). Он также указывал и на некоторые мелкие отличия в одежде казачек и «барских» крестьянок — новосильские казачки «надевают коротейку только при доброй поневе с прошвою, то есть когда перед поневы сделан из китайки и отворот поневы подбит цветной материей». Е. Ф. Будде также отмечал, что новосильские казачки носили «поневы сшивные, из четырех полотнищ, то есть с прошвою». На головах женщин и девиц были повязки, а праздничным головным убором был нарядный платок или «сорока». Будде отмечал и еще одну особенность в одежде новосильских казачек (в Залегощи): надевать на ноги по два или три чулка, чтобы ноги казались толще.
Также исследовавший эти края в начале XX века Н. М. Могилянский писал: «Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский „обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется весобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображены две замужние женщины в праздничных костюмах; из них одна — в „сороке“, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки…Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро.»
Н. В. Глаголев также указывает, как на одно из отличий казацкого жилища от «барского» — «часто встречающиеся избы с прорубленными окнами на двор; на улицу пробито маленькое волоковое окно». Это старый однодворческий и в то же время «полехский» (распространённый в Полесье) обычай.
Глаголев, давая общую сравнительную характеристику новосильским казакам и «барским» крестьянам, отмечал еще некоторые особенности казаков, главным образом в их характере - леность и бесхозяйственность,отсутствие промыслов и зимних работ, суеверие, строгое соблюдение церковных постановлений и глубокое уважение к духовенству, грубоватость и недоверчивость при отсутствии лукавства и криводушия. «Барские» вообще были зажиточнее «казаков», у них почти не встречалось кликуш,очень обычных у казаков. Это же отмечал и другой местный автор, И.Нечаев в 1850 году, по которому кликуши были только у казенных крестьян. В то же время им же отмечается полное отсутствия какого-либо заискивания или подобострастия при общении казаков с дворянами или чиновниками, столь обычного у «барских».
Новосильские казаки с «барскими» роднились крайне редко, поэтому длительное время сохраняли свои языковые, культурные и бытовые особенности.
В 1644 году царь Михаил Федорович, посетивший новосильский Свято-Духов монастырь,по просьбе его настоятеля выдал новосильским «служилым людям» — стрельцам, пушкарям, казакам и прочим грамоты на владение землей в «Диком Поле». Однако те не спешили воспользоваться царским «подарком»,предпочитая жить в слободах при Новосиле.
К концу XVII века Новосильский край утратил значение пограничного форпоста, поэтому отпала и необходимость в государственном содержании местных служилых людей. В 1715 году,по высочайшему указу Петра I новосильские казаки, пушкари и стрельцы были принудительно расселены из слобод по всему пространству выделенной им земли и фактически превращены в «пахотных» драгун и солдат, оставаясь однако в казачьем звании.
В 1765 году новосильские казаки были исключены из ведения местных воевод, включены в состав войсковых обывателей и находились в подчинении особого управления Военного министерства, что обусловило и сохранение за местными казаками тако
...ЕщёИстория
В 1644 году царь Михаил Федорович, посетивший новосильский Свято-Духов монастырь,по просьбе его настоятеля выдал новосильским «служилым людям» — стрельцам, пушкарям, казакам и прочим грамоты на владение землей в «Диком Поле». Однако те не спешили воспользоваться царским «подарком»,предпочитая жить в слободах при Новосиле.
К концу XVII века Новосильский край утратил значение пограничного форпоста, поэтому отпала и необходимость в государственном содержании местных служилых людей. В 1715 году,по высочайшему указу Петра I новосильские казаки, пушкари и стрельцы были принудительно расселены из слобод по всему пространству выделенной им земли и фактически превращены в «пахотных» драгун и солдат, оставаясь однако в казачьем звании.
В 1765 году новосильские казаки были исключены из ведения местных воевод, включены в состав войсковых обывателей и находились в подчинении особого управления Военного министерства, что обусловило и сохранение за местными казаками такого самоназвания, не встречающегося у прочих потомков городовых казаков. Жители «казацких» сел вплоть до 1836 года в метрических книгах, земельном генеральном плане и других официальных документах писались казаками. Профессор Е. Ф. Будде приводит несколько мест из актов Новосильского полицейского управления 1783 и 1786 годов,где местные крестьяне продолжали называть себя и своих соседей казаками.
В настоящее время существует «Станичное казачье общество города Новосиль», которое в 2013 году вошло в Центральное Казачье Войско.
Места расселения новосильских казаков в различных источниках так же указываются по разному.
В 1857 году,к поселениям Новосильского уезда, населенным только однодворцами и государстсвенными крестьянами (без разбивки по категориям), а также к «смешанным» (где жили как государственные, так и «барские» крестьяне) относились — село Архангельское с деревней Калгоновка, село Березовец, деревня Выселки, село Воротынцево с деревнями Соколье и Малиново, село Вышняя Залегощь, село Вышняя Пшевь (Касарево) с деревнями Бездонная и Крутой Верх, село Вяжи, село Галичье с деревнями Верховье и Средняя, село Глубки с деревней Городилово, село Дичня, село Игумново с деревней Толстенково, деревня Глинищи (смеш), село Казарь с деревней Орловка,село Каменка с деревней Туровка, деревня Лавровая Слобода, село Нижняя Залегощь,село Нижняя Пшевь с сельцом Шеино и деревнями Строкина, Сухое Головище,Сапуновка, Шавочное, Толстое, Ветчинкина, село Нижне
...ЕщёРасселение новосильских казаков
Места расселения новосильских казаков в различных источниках так же указываются по разному.
В 1857 году,к поселениям Новосильского уезда, населенным только однодворцами и государстсвенными крестьянами (без разбивки по категориям), а также к «смешанным» (где жили как государственные, так и «барские» крестьяне) относились — село Архангельское с деревней Калгоновка, село Березовец, деревня Выселки, село Воротынцево с деревнями Соколье и Малиново, село Вышняя Залегощь, село Вышняя Пшевь (Касарево) с деревнями Бездонная и Крутой Верх, село Вяжи, село Галичье с деревнями Верховье и Средняя, село Глубки с деревней Городилово, село Дичня, село Игумново с деревней Толстенково, деревня Глинищи (смеш), село Казарь с деревней Орловка,село Каменка с деревней Туровка, деревня Лавровая Слобода, село Нижняя Залегощь,село Нижняя Пшевь с сельцом Шеино и деревнями Строкина, Сухое Головище,Сапуновка, Шавочное, Толстое, Ветчинкина, село Нижнее Скворечье с деревнями Гремячий Колодец и Долы, село Острое (Голянка) с деревнями Мокрое и Суходол, деревни Хворостянка и Рог, село Плоское (смешанное), деревня Долгая, село Покровское (Зарецкая Слобода) с деревней Тросниково, село Полянки, село Скородное, село Субочево (смеш) с сельцом Долгое, село Судбищи (смеш) с деревней Домны (смеш), деревня Ефимовка, село Ямская Слобода с сельцом Задушное, сельцо Трсна (смеш),деревни Мелынь (смеш), Высокое (смеш) и Бараново (смеш), село Петушки с деревнями Хутор, Варагушино и Песковатая. Село Лазавка (смеш), как находящееся недалеко село Залесное(смеш) входили в Ефремовский уезд, но фактически относились к то му же субрегиону.[7].
В 1895 году церковно-приходские летописи называют казачьими восемь сел и приходов Новосильского уезда:
Вышняя Залегощь — по преданию приход образовался из донских или украинских казаков;Нижняя Залегощь — по преданию местные казаки происходили из Запорожья;Скородное — прихожане из потомков донских казаков, поселенных здесь еще при Иване Грозном;Воротынцево — местные «казаки», потомки пушкарей и стрельцов времен Петра I;Вышняя Пшевь (Косарево) — по местному преданию потомки запорожцев времен Алексея Михайловича;Галичье — прихожане из потомков пушкарей, стрельцов и казаков (вёрстанных на службу украинцев эпохи Ивана Грозного);Каменка — прихожане из потомков донцов, призванных на службу в Новосиль в то же время, что и в Галичьем;Ямская слобода — образовалась как поселение горожан Новосиля[8].
В 1904 году профессор Е. Ф. Будде причислял к казачьим — Каменскую, Средненскую, Залегощанскую, Березовскую и Косаревскую волости Новосильского уезда.
В 1904 году: Села Покровское, Пшева, Воротинцова, Острая, Косарева, Галичи с деревнями — владения «прежних служб Казаков»; Село Каменка, с деревней Дичной — владения «прежних служб Пушкарей» Село Петушки с деревней Долгой — владения «прежних служб Стрельцов»
Ямская слобода города Новосиля, деревня Казари — «владения Ямщиков».Села Березовцы и Архангельское с деревнею — «ведомства Коллегии Экономии, что раньше были Духова монастыря»«Владениями однодворцов» названы деревни Михалевка и Полянка.
В отношении других «казенных» и «смешанных» сел и деревень распространены формулировки вида: «Игумново — село владения Экономическаго, что ныне Казеннаго ведомства Крестьян»)[9].
В. Н. Глаголев называл семнадцать «казачьих» сел и деревень: Воротынцево, Галичье, Каменка, Петушки, Голянка, Скородное, Ямская Слобода, Пшевь, Судьбищи (оно же Сторожевое), Березовец, Вышняя и Нижняя Залегощь, Дичнь, Казарь, Нижнее Скворчее, Среднее, Гремячий Колодец, Верховье. Однако, село Березовец — монастырское, принадлежавшее Свято-Духову монастырю города Новосиль и крестьяне там были «монастырские», позднее — «экономические». Проживавшие в селе Судбищи (Сторожевом), а также в находящихся рядом селах — Домнах, Лазавке и Залесном, однодворцы и государственные кр
...ЕщёЯмская слобода города Новосиля, деревня Казари — «владения Ямщиков».Села Березовцы и Архангельское с деревнею — «ведомства Коллегии Экономии, что раньше были Духова монастыря»«Владениями однодворцов» названы деревни Михалевка и Полянка.
В отношении других «казенных» и «смешанных» сел и деревень распространены формулировки вида: «Игумново — село владения Экономическаго, что ныне Казеннаго ведомства Крестьян»)[9].
В. Н. Глаголев называл семнадцать «казачьих» сел и деревень: Воротынцево, Галичье, Каменка, Петушки, Голянка, Скородное, Ямская Слобода, Пшевь, Судьбищи (оно же Сторожевое), Березовец, Вышняя и Нижняя Залегощь, Дичнь, Казарь, Нижнее Скворчее, Среднее, Гремячий Колодец, Верховье. Однако, село Березовец — монастырское, принадлежавшее Свято-Духову монастырю города Новосиль и крестьяне там были «монастырские», позднее — «экономические». Проживавшие в селе Судбищи (Сторожевом), а также в находящихся рядом селах — Домнах, Лазавке и Залесном, однодворцы и государственные крестьяне вероятнее всего были потомками сторожевых казаков, которые жили в остроге-«стороже» возле Судбищ и имели здесь земельные наделы. Села Подтолстое и Новое Село образовались из приходских деревень села Галичья по всей видимости также были населены казаками.
Фамилии деревни Рог (всего дворов: 6): Одинцов (1), Савинков (5)
Судьбищенское сельское общество Касаревской волости Новосильскаго уезда село Плоское, село Судьбищи, село Домны, деревня Погибелки
Как вновь поселенные в 10 ревизии (т.е. образованные в период с 1850 по 1858 гг.) обозначены: деревня Сапуновка и деревня Піявочная — переселенцы из деревни Строкиной
Дмитрий здравствуйте. Мои предки из Судьбищ и Домен. В 34 году дед покинул родной дом и перевёз семью в Тульскую область на Непрядву. Бросили дом под железной крышей и жили в землянке. Только год назад я узнал откуда мы родом так как бабушка всегда замалчивала эту тему. В этом году съездил в Судьбищи. Думал один раз сьежу, посмотрю и все. Ан нет. Тянет. Думаю ещё надо поехать, Кстати я дружен с Владимиром Быковским - председателем Подольского объединения Российского Союза Десантников. Он родом из Залегоши.
Моя деревня Муравка, где я родилась 70 лет назад, находилась в трех км от с. Судбищи, последние жители этой деревни уехали в конце 60-х годов в основном в Тульскую область. Судбищи в те годы были районным центром, там была хорошая средняя школа и больница. а так же все административные учреждения, как райком, райисполком, райфо, райпо, почта и др. В Муравке было дворов 15, помню фамилии соседей Новиковы ( Василий Петрович работал в Хомутово начальником почты , а затем начальником Орловского главпочтамта), Рядом с нами жили Дырдины, Копыловы, Зайцевы ( две семьи), Тришины, Мишины ( родители моего отца), Игнаткины, Ельцовы, Стабровы. Мой отец Пронин Василий Акимович работал в Судбищенском райкоме помощником первого секретаря, а затем после окончания Московского юридического института был народным судьей Свердловского, Покровского и Хотынецкого районов. Мама работала учительницей начальных классов. Родственники отца уехали по призыву комсомола строить Ростовский тракторный завод. Очень ...ЕщёМоя деревня Муравка, где я родилась 70 лет назад, находилась в трех км от с. Судбищи, последние жители этой деревни уехали в конце 60-х годов в основном в Тульскую область. Судбищи в те годы были районным центром, там была хорошая средняя школа и больница. а так же все административные учреждения, как райком, райисполком, райфо, райпо, почта и др. В Муравке было дворов 15, помню фамилии соседей Новиковы ( Василий Петрович работал в Хомутово начальником почты , а затем начальником Орловского главпочтамта), Рядом с нами жили Дырдины, Копыловы, Зайцевы ( две семьи), Тришины, Мишины ( родители моего отца), Игнаткины, Ельцовы, Стабровы. Мой отец Пронин Василий Акимович работал в Судбищенском райкоме помощником первого секретаря, а затем после окончания Московского юридического института был народным судьей Свердловского, Покровского и Хотынецкого районов. Мама работала учительницей начальных классов. Родственники отца уехали по призыву комсомола строить Ростовский тракторный завод. Очень красивая природа в тех местах, но теперь там населения совсем мало, жизнь в Судбищах еще теплится, а деревень мелких уже нет.
по приведенным выше фамилиям в РС от 1858 года в деревне Долгая числится Глебов (1), а по ревизским сказкам Чернского уезда один из орловских, по-видимому, новосильских Глебовых ( однодворец Родион Ефимов, в более поздних указан, как Епифанов, 23 года, в РС 1782 года он числится "бывшим из деревни Рог) уже живет в Казачей Слободе города Черни, где он и остался. Мне вот интересно, можно ли как-то найти/разузнать, является ли Глебов из д. Долгой родичем?
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
ВКонтакте – универсальное средство для общения и поиска друзей и одноклассников, которым ежедневно пользуются десятки миллионов человек. Мы хотим, чтобы друзья, однокурсники, одноклассники, соседи и коллеги всегда оставались в конта...
Комментарии 36
Новосильские казаки — отдельная этнографическая группа донских и запорожских казаков, проживающая в бывших южной части Новосильского уезда и соседней Дарищенской волости Ефремовского уезда Тульской губернии. В настоящее время это территория Новосильского, Залегощенского, Верховского и Новодеревеньковского районов Орловской области.
Существование новосильских казаков как самостоятельной
этнографической группы подтверждено исследованиями проведенными в начале
XX века известым профессором-лингвистом Е. Ф. Будде[1], петербургским этнографом Н. М. Могилянским[2] и новосильским писателем, этнографом и краеведом В. Н. Глаголевым[3], а также другими источниками.
Новосильскими казаками называли себя проживавшие в этих местах однодворцы и государственные крестьяне, потомки «служилых людей» — городовых и сторожевых казаков, а также стрельцов и пушкарей. После расформирования в XVIII веке гарнизонов городков-крепостей Тульской и Белгородской засечных черт эта группа дольш
...ЕщёНовосильские казаки — отдельная этнографическая группа донских и запорожских казаков, проживающая в бывших южной части Новосильского уезда и соседней Дарищенской волости Ефремовского уезда Тульской губернии. В настоящее время это территория Новосильского, Залегощенского, Верховского и Новодеревеньковского районов Орловской области.
Существование новосильских казаков как самостоятельной
этнографической группы подтверждено исследованиями проведенными в начале
XX века известым профессором-лингвистом Е. Ф. Будде[1], петербургским этнографом Н. М. Могилянским[2] и новосильским писателем, этнографом и краеведом В. Н. Глаголевым[3], а также другими источниками.
Новосильскими казаками называли себя проживавшие в этих местах однодворцы и государственные крестьяне, потомки «служилых людей» — городовых и сторожевых казаков, а также стрельцов и пушкарей. После расформирования в XVIII веке гарнизонов городков-крепостей Тульской и Белгородской засечных черт эта группа дольше всех однодворцев казачьего звания сохраняла за собой такое наименование.
Происхождение этой этнографической группы точно неизвестно.
Современные местные краеведы утверждают, что это потомки выходцев либо с Дона, либо с Запорожья,слившиеся позднее с местными мещанами, вследствие чего не могут вызывать интереса.
Тем не менее о происхождении новосильских казаков существуют такие версии.
По одной из них — это потомки запорожцев князя Дмитрия Вишневецкого («Байды»), а также донских казаков,
приглашенных во второй половине XVI века Иваном Грозным для несения охранной службы на недавно созданной Тульской Засечной черте.
По другой, наиболее вероятной — новосильские казаки, как и некоторые другие этнографические группы русских — полехи, горюны и саяны,происходят от летописного славянского племени северян или севрюков —
...Ещёкоренных жителей Северщины. Северянский анклав в местной лесостепи существовал либо еще во времена Черниговского княжества, либо появился позже, в XIV—XV веках, во времена вхождения Новосильского княжества в
сост
Происхождение этой этнографической группы точно неизвестно.
Современные местные краеведы утверждают, что это потомки выходцев либо с Дона, либо с Запорожья,слившиеся позднее с местными мещанами, вследствие чего не могут вызывать интереса.
Тем не менее о происхождении новосильских казаков существуют такие версии.
По одной из них — это потомки запорожцев князя Дмитрия Вишневецкого («Байды»), а также донских казаков,
приглашенных во второй половине XVI века Иваном Грозным для несения охранной службы на недавно созданной Тульской Засечной черте.
По другой, наиболее вероятной — новосильские казаки, как и некоторые другие этнографические группы русских — полехи, горюны и саяны,происходят от летописного славянского племени северян или севрюков —
коренных жителей Северщины. Северянский анклав в местной лесостепи существовал либо еще во времена Черниговского княжества, либо появился позже, в XIV—XV веках, во времена вхождения Новосильского княжества в
состав Речи Посполитой. В 1555 году в указе о сборе войска для похода на Крымское ханство, в числе «сиверских» (северских) городов называется также и Новосиль[5].
В пользу «северской» версии происхождения новосильских казаков говорят следующие факты:
Во-первых, это типичные «казачьи» села новосильских казаков, которые легко оборонять. Села очень большие, еще в XVIII—XIX веках бывшие длиной до десяти верст и с населением до нескольких тысяч человек, но в то же
время состоящие из находящихся поодаль друг от друга отдельных слобод.
Село Среднее, например, состояло из девяти слобод — Моховщины, Козлиновки, Загородов, Низов, Вышов, Щигров, Зачугуновки, Сиповки и Запрудчины. Села как правило располагались поодаль от «больших дорог» и в
«укромных» местах — в дубравах или в ложбинах вдоль речек.
Во-вторых, это особый, отмеченный Е. Ф. Будде и В. Н. Глаголевым, и практически идентичный «саянскому» диалект.
Говор новосильских казаков по Глаголеву "резко отличается от говора большинства населения Новосильского уезда и таким образом «говор Новосильского уезда распадается на „барский“ (потомков крепостных) и казацкий»“.
Новосильским казакам присуще:
подчеркнутые «аканье» и «яканье» — вядро, яго, чаво, ряка, не вяликая, купитя, вянес (венец). Это же нашло отражение и топонимике местных географических и гидрографических названий — село и река Лазавка (вместо Лозавка), ручей Альховец (вместо Ольховец) и т. д.;«цоканье» (произношением «с» в соответствии аффрикате «ц») — курису, яиса, сапля, сарь, атес, у серькве, маладес, лисо, агурсы, лисису, вянес, к вянсу, серса, младенса;«кагоканье» (твёрдое произношение «г» с особенным ударением на «о») — яго, маяго, нашаго;третье лицо единственного числа без «т» — будя, зная, играя, видя, придя;«щё» и «чо» вместо «что»;«сабе» и «сае» вместо себе.
Е. Ф. Б
...ЕщёНовосильским казакам присуще:
подчеркнутые «аканье» и «яканье» — вядро, яго, чаво, ряка, не вяликая, купитя, вянес (венец). Это же нашло отражение и топонимике местных географических и гидрографических названий — село и река Лазавка (вместо Лозавка), ручей Альховец (вместо Ольховец) и т. д.;«цоканье» (произношением «с» в соответствии аффрикате «ц») — курису, яиса, сапля, сарь, атес, у серькве, маладес, лисо, агурсы, лисису, вянес, к вянсу, серса, младенса;«кагоканье» (твёрдое произношение «г» с особенным ударением на «о») — яго, маяго, нашаго;третье лицо единственного числа без «т» — будя, зная, играя, видя, придя;«щё» и «чо» вместо «что»;«сабе» и «сае» вместо себе.
Е. Ф. Будде считал диалект новосильских казаков «переходным» от южнорусского к малороссийскому.
В третьх, это сходство в одежде. Как Е. Ф. Будде, так и
В. Н. Глаголев отмечали отсутствие у новосильских казачек обычных у
«барских» крестьянок кичек и сарафанов. Вместо этого казачки носили расшитые рубашки, цветные шерстяные юбки-понёвы «с прошвою» и «коротейки». На головах у них были повязки, платки или «сороки», больше похожие на головной убор индейского вождя или хвост павлина.
В. Н. Глаголев писал об этнографических особенностях новосильских казаков следующее: «Некоторая разница в костюме и говоре, а в остальном он (Новосильский казак) мало чем отличается от коренного населения»
...ЕщёЭтнографические особенности новосильских казаков(Глаголев относил казаков к некоренному населению уезда, в то время как сами казаки называли «цюзими» «барских»). Он также указывал и на некоторые мелкие отличия в одежде казачек и «барских» крестьянок — новосильские казачки «надевают коротейку только при доброй поневе с прошвою, то есть когда перед поневы сделан из китайки и отворот поневы подбит цветной материей». Е. Ф. Будде также отмечал, что новосильские казачки носили «поневы
сшивные, из четырех полотнищ, то есть с прошвою». На головах женщин и девиц были повязки, а праздничным головным убором был нарядный платок или «сорока». Будде отмечал и еще одну особенность в одежде новосильских казачек (в Залегощи): надевать на ноги по два или три чулка, чтобы ноги казались тол
В. Н. Глаголев писал об этнографических особенностях новосильских казаков следующее: «Некоторая разница в костюме и говоре, а в остальном он (Новосильский казак) мало чем отличается от коренного населения»
(Глаголев относил казаков к некоренному населению уезда, в то время как сами казаки называли «цюзими» «барских»). Он также указывал и на некоторые мелкие отличия в одежде казачек и «барских» крестьянок — новосильские казачки «надевают коротейку только при доброй поневе с прошвою, то есть когда перед поневы сделан из китайки и отворот поневы подбит цветной материей». Е. Ф. Будде также отмечал, что новосильские казачки носили «поневы
сшивные, из четырех полотнищ, то есть с прошвою». На головах женщин и девиц были повязки, а праздничным головным убором был нарядный платок или «сорока». Будде отмечал и еще одну особенность в одежде новосильских казачек (в Залегощи): надевать на ноги по два или три чулка, чтобы ноги казались толще.
Также исследовавший эти края в начале XX века Н. М. Могилянский писал: «Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский „обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до
сих пор пользуется весобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображены две замужние женщины в праздничных костюмах; из них одна — в „сороке“, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных
частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки…Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой
гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро.»
Н. В. Глаголев также указывает, как на одно из отличий казацкого жилища от «барского» — «часто встречающиеся избы с прорубленными окнами на двор; на улицу пробито маленькое волоковое окно». Это старый однодворческий и в то же время «полехский» (распространённый в Полесье) обычай.
Глаголев, давая общую сравнительную характеристику новосильским казакам и «барским» крестьянам, отмечал еще некоторые особенности казаков, главным образом в их характере - леность и бесхозяйственность,отсутствие промыслов и зимних работ, суеверие, строгое соблюдение
церковных постановлений и глубокое уважение к духовенству, грубоватость и недоверчивость при отсутствии лукавства и криводушия. «Барские» вообще были зажиточнее «казаков», у них почти не встречалось кликуш,очень обычных у казаков. Это же отмечал и другой местный автор, И.Нечаев в 1850 году, по которому кликуши были только у казенных крестьян.
В то же время им же отмечается полное отсутствия какого-либо заискивания или подобострастия при общении казаков с дворянами или чиновниками, столь обычного у «барских».
Новосильские казаки с «барскими» роднились крайне редко, поэтому длительное время сохраняли свои языковые, культурные и бытовые особенности.
В 1644 году царь Михаил Федорович, посетивший новосильский Свято-Духов монастырь,по просьбе его настоятеля выдал новосильским «служилым людям» —
стрельцам, пушкарям, казакам и прочим грамоты на владение землей в «Диком Поле». Однако те не спешили воспользоваться царским «подарком»,предпочитая жить в слободах при Новосиле.
К концу XVII века Новосильский край утратил значение пограничного форпоста, поэтому отпала и необходимость в государственном содержании местных служилых людей. В 1715 году,по высочайшему указу Петра I новосильские казаки, пушкари и стрельцы были принудительно расселены из слобод по всему пространству выделенной им земли и фактически превращены в «пахотных» драгун и солдат, оставаясь однако в казачьем звании.
В 1765 году новосильские казаки были исключены из ведения местных воевод, включены в состав войсковых обывателей и находились в подчинении особого управления Военного министерства, что обусловило и сохранение за местными казаками тако
...ЕщёИсторияВ 1644 году царь Михаил Федорович, посетивший новосильский Свято-Духов монастырь,по просьбе его настоятеля выдал новосильским «служилым людям» —
стрельцам, пушкарям, казакам и прочим грамоты на владение землей в «Диком Поле». Однако те не спешили воспользоваться царским «подарком»,предпочитая жить в слободах при Новосиле.
К концу XVII века Новосильский край утратил значение пограничного форпоста, поэтому отпала и необходимость в государственном содержании местных служилых людей. В 1715 году,по высочайшему указу Петра I новосильские казаки, пушкари и стрельцы были принудительно расселены из слобод по всему пространству выделенной им земли и фактически превращены в «пахотных» драгун и солдат, оставаясь однако в казачьем звании.
В 1765 году новосильские казаки были исключены из ведения местных воевод, включены в состав войсковых обывателей и находились в подчинении особого управления Военного министерства, что обусловило и сохранение за местными казаками такого самоназвания, не встречающегося у прочих потомков городовых казаков. Жители «казацких» сел вплоть до 1836 года
в метрических книгах, земельном генеральном плане и других официальных документах писались казаками. Профессор Е. Ф. Будде приводит несколько
мест из актов Новосильского полицейского управления 1783 и 1786 годов,где местные крестьяне продолжали называть себя и своих соседей казаками.
В настоящее время существует «Станичное казачье общество города Новосиль», которое в 2013 году вошло в Центральное Казачье Войско.
Места расселения новосильских казаков в различных источниках так же указываются по разному.
В 1857 году,к поселениям Новосильского уезда, населенным только однодворцами и государстсвенными
...ЕщёРасселение новосильских казаковкрестьянами (без разбивки по категориям), а также к «смешанным» (где жили как государственные, так и «барские» крестьяне) относились — село Архангельское с деревней Калгоновка, село Березовец, деревня
Выселки, село Воротынцево с деревнями Соколье и Малиново, село Вышняя Залегощь, село Вышняя Пшевь (Касарево) с деревнями Бездонная и Крутой Верх, село Вяжи, село Галичье с деревнями Верховье и Средняя,
село Глубки с деревней Городилово, село Дичня, село Игумново с деревней Толстенково, деревня Глинищи (смеш), село Казарь с деревней Орловка,село Каменка с деревней Туровка, деревня Лавровая Слобода, село Нижняя
Залегощь,село Нижняя Пшевь с сельцом Шеино и деревнями Строкина, Сухое Головище,Сапуновка, Шавочное, Толстое, Ветчинкина, село Нижне
Места расселения новосильских казаков в различных источниках так же указываются по разному.
В 1857 году,к поселениям Новосильского уезда, населенным только однодворцами и государстсвенными
крестьянами (без разбивки по категориям), а также к «смешанным» (где жили как государственные, так и «барские» крестьяне) относились — село Архангельское с деревней Калгоновка, село Березовец, деревня
Выселки, село Воротынцево с деревнями Соколье и Малиново, село Вышняя Залегощь, село Вышняя Пшевь (Касарево) с деревнями Бездонная и Крутой Верх, село Вяжи, село Галичье с деревнями Верховье и Средняя,
село Глубки с деревней Городилово, село Дичня, село Игумново с деревней Толстенково, деревня Глинищи (смеш), село Казарь с деревней Орловка,село Каменка с деревней Туровка, деревня Лавровая Слобода, село Нижняя
Залегощь,село Нижняя Пшевь с сельцом Шеино и деревнями Строкина, Сухое Головище,Сапуновка, Шавочное, Толстое, Ветчинкина, село Нижнее Скворечье с
деревнями Гремячий Колодец и Долы, село Острое (Голянка) с деревнями Мокрое и Суходол, деревни Хворостянка и Рог, село Плоское (смешанное),
деревня Долгая, село Покровское (Зарецкая Слобода) с деревней Тросниково, село Полянки, село Скородное, село Субочево (смеш) с сельцом Долгое, село Судбищи (смеш) с деревней Домны (смеш), деревня Ефимовка, село Ямская Слобода с сельцом Задушное, сельцо Трсна (смеш),деревни Мелынь (смеш), Высокое (смеш) и Бараново (смеш), село Петушки с деревнями Хутор, Варагушино и Песковатая. Село Лазавка (смеш), как находящееся
недалеко село Залесное(смеш) входили в Ефремовский уезд, но фактически относились к то му же субрегиону.[7].
В 1895 году церковно-приходские летописи называют казачьими восемь сел и приходов Новосильского уезда:
Вышняя Залегощь — по преданию приход образовался из донских или украинских казаков;Нижняя Залегощь — по преданию местные казаки происходили из Запорожья;Скородное — прихожане из потомков донских казаков, поселенных здесь еще при Иване Грозном;Воротынцево — местные «казаки», потомкипушкарей и стрельцов времен Петра I;Вышняя Пшевь (Косарево) — по местному преданию потомки запорожцев времен Алексея Михайловича;Галичье —
прихожане из потомков пушкарей, стрельцов и казаков (вёрстанных на службу украинцев эпохи Ивана Грозного);Каменка — прихожане из потомков
донцов, призванных на службу в Новосиль в то же время, что и в Галичьем;Ямская слобода — образовалась как поселение горожан Новосиля[8].
В 1904 году профессор Е. Ф. Будде причислял к казачьим — Каменскую, Средненскую, Залегощанскую, Березовскую и Косаревскую волости Новосильского уезда.
В 1904 году:
Села Покровское, Пшева, Воротинцова, Острая, Косарева, Галичи с деревнями — владения «прежних служб Казаков»;
Село Каменка, с деревней Дичной — владения «прежних служб Пушкарей»
Село Петушки с деревней Долгой — владения «прежних служб Стрельцов»
В отношении других «казенных» и «смешанных» сел и деревень распространены формулировки вида: «Игумново — село владения
Экономическаго, что ныне Казеннаго ведомства Крестьян»)[9].
В. Н. Глаголев называл семнадцать «казачьих» сел и деревень:
...ЕщёЯмская слобода города Новосиля, деревня Казари — «владения Ямщиков».Села Березовцы и Архангельское с деревнею — «ведомства Коллегии Экономии, что раньше были Духова монастыря»«Владениями однодворцов» названы деревни Михалевка и Полянка.Воротынцево, Галичье, Каменка, Петушки, Голянка, Скородное, Ямская Слобода, Пшевь, Судьбищи (оно же Сторожевое), Березовец, Вышняя и Нижняя Залегощь, Дичнь, Казарь, Нижнее Скворчее, Среднее, Гремячий Колодец, Верховье. Однако, село Березовец — монастырское, принадлежавшее Свято-Духову монастырю города Новосиль и крестьяне там были «монастырские», позднее — «экономические». Проживавшие в селе Судбищи
(Сторожевом), а также в находящихся рядом селах — Домнах, Лазавке и Залесном, однодворцы и государственные кр
В отношении других «казенных» и «смешанных» сел и деревень распространены формулировки вида: «Игумново — село владения
Экономическаго, что ныне Казеннаго ведомства Крестьян»)[9].
В. Н. Глаголев называл семнадцать «казачьих» сел и деревень:
Воротынцево, Галичье, Каменка, Петушки, Голянка, Скородное, Ямская Слобода, Пшевь, Судьбищи (оно же Сторожевое), Березовец, Вышняя и Нижняя Залегощь, Дичнь, Казарь, Нижнее Скворчее, Среднее, Гремячий Колодец, Верховье. Однако, село Березовец — монастырское, принадлежавшее Свято-Духову монастырю города Новосиль и крестьяне там были «монастырские», позднее — «экономические». Проживавшие в селе Судбищи
(Сторожевом), а также в находящихся рядом селах — Домнах, Лазавке и Залесном, однодворцы и государственные крестьяне вероятнее всего были
потомками сторожевых казаков, которые жили в остроге-«стороже» возле Судбищ и имели здесь земельные наделы. Села Подтолстое и Новое Село образовались из приходских деревень села Галичья по всей видимости также были населены казаками.
Информация из ревизских сказок 9 ревизии (1850 год):
Фамилии села Вышняя Залегощь (всего дворов: 221)
Андеев (3), Андреев (5), Антонов (1), Архипов (1), Блынский (1), Богатырев (1), Болотов (5), Брылев (10), Быковский (29), Васильчиков (5), Воронов (1), Голтяев (2), Гончаров (3), Гостев (1), Данилов (1), Деев (2), Замаруев (2), Звегинцев (8), Иванов (17), Ильин (1), Калибин? (1), Кожевников (1), Кондратьев (1), Леонтьев (1), Ломакин (1), Ляхов (3), Михайлов (1), Никулин (1), Петелин (1), Полухин (1), Поляков (23), Посников (7), Постников (7), Рагулин (2), Саплин (8), Саплыкин (1),Сапрыкин (1), Свиридонов (1), Селитин (1), Селютин (1), Спиридонов (1),Стародубцев (3), Токарев (1), Трунов (2), Усачев (7), Федорищев (2), Фостов (1), Харыбин (18), Чичирин (3)
Фамилии села Скородное:
Агурцов (4), Афанасьев (2), Болотов (2), Боровлев (4), Брылев (2), Быковский (1), Вергунов (5), Воронов(5), Евсюков (7), Жидовленков (2),Замуруев (1), Захаров (1
...ЕщёФамилии новосильских казаковИнформация из ревизских сказок 9 ревизии (1850 год):
Фамилии села Вышняя Залегощь (всего дворов: 221)
Андеев (3), Андреев (5), Антонов (1), Архипов (1), Блынский (1), Богатырев (1), Болотов (5), Брылев (10), Быковский (29), Васильчиков (5), Воронов (1), Голтяев (2), Гончаров (3), Гостев (1), Данилов (1), Деев (2), Замаруев (2), Звегинцев (8), Иванов (17), Ильин (1), Калибин? (1), Кожевников (1), Кондратьев (1), Леонтьев (1), Ломакин (1), Ляхов (3), Михайлов (1), Никулин (1), Петелин (1), Полухин (1), Поляков (23), Посников (7), Постников (7), Рагулин (2), Саплин (8), Саплыкин (1),Сапрыкин (1), Свиридонов (1), Селитин (1), Селютин (1), Спиридонов (1),Стародубцев (3), Токарев (1), Трунов (2), Усачев (7), Федорищев (2), Фостов (1), Харыбин (18), Чичирин (3)
Фамилии села Скородное:
Агурцов (4), Афанасьев (2), Болотов (2), Боровлев (4), Брылев (2), Быковский (1), Вергунов (5), Воронов(5), Евсюков (7), Жидовленков (2),Замуруев (1), Захаров (1), Золкин (7), Извеков (3), Иевлев (6),Кажевнков (2), Катальников (11), Кураков (5), Лютиков (2), Маринов (1), Музалев (9), Мурлукин (2), Огурцов (1), Паньков (2), Петелин (1),Петемов? (1), Петрикин (7), Рословцев (3), Симанов (8), Сокалов (1),
Токарев (15), Толмачев (4), Усачев (5), Фролов (2), Четвериков (1), Шелимов (1), Щукин (1)
Информация из ревизских сказок 10 ревизии (1858 год):
Пшевское сельское общество Касаревской волости Новосильскаго уезда
Фамилии села Пшевь(всего дворов: 37) :Букреев (1), Булухов (1),Гласков (1), Полухин (7), Поспелов (3), Прилепский (11), Хвостов (4),Ченской (7)Фамилии деревни Строкино (всего дворов: 104): Азаров (1), Ананьев (2), Брылев (2), Вепрынцев (10), Гладких (3), Голятин (1), Гончаров (1),
Должиков (1), Жуков (1), Казаков (3), Клишин (12), Кожухов (1), Лапин (1), Лукин (1), Лялин (1), Маслов (13), Мишустин (1), Наумов (3),Небогаткин (2), Прасолов (15), Прилепский (1), Рогачев (1), Савичев (1),Сафонов (1), Сафронов (1), Семенихин (6), Соколов (4), Титов (1),Толмачев (3), Тюлеин (7). Филонов (1), Ченский (1)Фамилии деревни Сапуновка (всего дворов: 15): Брылев (1), Вепрынцев (1), Гладких (1), Голятин (1), Клишин (1), Лялин (1), Маслов (1), Мишустин (1), Небогаткин (1), Прасолов (1), Савинков (1), Савичев (1),
Титов (1), Толмачев (1)Фамилии деревни Пиявочная (всего дворов: 15): Галунский (церковник) (1), Гладких (1), Жуков (1), Клишин (1), Кажухов (1), Прасолов (4),Семенихин (2), Соколов (1), Тюлеин (3)Фамилии села Шеино (всего дворов: 45): Букреев (5), Быковский (3), Вепрынцев (3), Воронов (1), Должиков (2), Иванов (3), Казаков (1), Клишин (1), Клячин (1), Курьяхов (1), Митрохин (1), Пичюрин (1), Прилепский (10), Сафонов (2), Симонов (2), Соколов (1), Степанов (1),
Харыбин (2), Чичирин (1), Шмакарев (1), Щукин (2)
Информация из ревизских сказок 10 ревизии (1858 год):
Пшевское сельское общество Касаревской волости Новосильскаго уезда
Фамилии села Пшевь(всего дворов: 37) :Букреев (1), Булухов (1), Гласков (1), Полухин (7), Поспелов (3), Прилепский (11), Хвостов (4), Ченской (7)
Фамилии деревни Строкино (всего дворов: 104): Азаров (1), Ананьев (2), Брылев (2), Вепрынцев (10), Гладких (3), Голятин (1), Гончаров (1),
Должиков (1), Жуков (1), Казаков (3), Клишин (12), Кожухов (1), Лапин (1), Лукин (1), Лялин (1), Маслов (13), Мишустин (1), Наумов (3), Небогаткин (2), Прасолов (15), Прилепский (1), Рогачев (1), Савичев (1),Сафонов (1), Сафронов (1), Семенихин (6), Соколов (4), Титов (1), Толмачев (3), Тюлеин (7). Филонов (1), Ченский (1)
Фамилии деревни Сапуновка (всего дворов: 15): Брылев (1), Вепрынцев (1), Гладких (1), Голятин (1), Клишин (1), Лялин (1), Маслов (1), Мишустин (1), Небогаткин (1), Прасолов (1), Савинков (1), Савичев (1),
Титов (1), Толмачев (1)
Фамилии деревни Пиявоч...Ещё
Информация из ревизских сказок 10 ревизии (1858 год):
Пшевское сельское общество Касаревской волости Новосильскаго уезда
Фамилии села Пшевь(всего дворов: 37) :Букреев (1), Булухов (1), Гласков (1), Полухин (7), Поспелов (3), Прилепский (11), Хвостов (4), Ченской (7)
Фамилии деревни Строкино (всего дворов: 104): Азаров (1), Ананьев (2), Брылев (2), Вепрынцев (10), Гладких (3), Голятин (1), Гончаров (1),
Должиков (1), Жуков (1), Казаков (3), Клишин (12), Кожухов (1), Лапин (1), Лукин (1), Лялин (1), Маслов (13), Мишустин (1), Наумов (3), Небогаткин (2), Прасолов (15), Прилепский (1), Рогачев (1), Савичев (1),Сафонов (1), Сафронов (1), Семенихин (6), Соколов (4), Титов (1), Толмачев (3), Тюлеин (7). Филонов (1), Ченский (1)
Фамилии деревни Сапуновка (всего дворов: 15): Брылев (1), Вепрынцев (1), Гладких (1), Голятин (1), Клишин (1), Лялин (1), Маслов (1), Мишустин (1), Небогаткин (1), Прасолов (1), Савинков (1), Савичев (1),
Титов (1), Толмачев (1)
Фамилии деревни Пиявочная (всего дворов: 15): Галунский (церковник) (1), Гладких (1), Жуков (1), Клишин (1), Кажухов (1), Прасолов (4), Семенихин (2), Соколов (1), Тюлеин (3)
Фамилии села Шеино (всего дворов: 45): Букреев (5), Быковский (3), Вепрынцев (3), Воронов (1), Должиков (2), Иванов (3), Казаков (1), Клишин (1), Клячин (1), Курьяхов (1), Митрохин (1), Пичюрин (1),Прилепский (10), Сафонов (2), Симонов (2), Соколов (1), Степанов (1),
Харыбин (2), Чичирин (1), Шмакарев (1), Щукин (2)Фамилии села Острое Голянка тож (всего дворов: 68): Адинцов (1),
Алтухов (1), Быков (1), Быковский (2), Бычков (1), Величкин (6),Вепрынцев (1), Гладкой (1), Деменин (4), Должиков (1), Золотухин (1),Клишин (2), Козлов (1), Лахонин (2), Моисеев (2), Никитин (1), Одинцов (1), Перекатов (1), Полев (1), Пономарев (1), Прасолов (8), Прилепский (7), Сальков (2), Сахаров (1), Сотников (4), Степанов (1), Федорищев
(5), Харыбин (2), Цыганов (1), Щукин (5)
Фамилии деревни Песочная (всего дворов: 36): Величкин (2), Кладовщиков (2), Красильников (6), Паршин (2), Рязанцев (2), Сигарев
(9), Хвостов (9), Хомутов (1), Худяков (2), Ченской (1)
Фамилии деревни Пустошь Михалева (всего дворов: 25): Адинцов (2), Вепринцев (1), Одинцов (22)
Средненское сельское общество Касаревской волости Новосильскаго уезда
Фамилии села Среднее (всего дворов: 75): Быковский (21), Должиков (5), Извеков (1), Мишустин (5), Парфенов (2), Полевский (1), Прилепский (28), Сотников (2), Стареев (1), Федорищев (1), Хвостов (9), Щукин (10)
Фамилии села Галичье (всего дворов: 45): Быковский (9), Калинин (4),
Кирилов (1), Печурин (1), Покровский (1), Полевский (1), Прасалов (1), Семенихин (1), Симанов (17), Сотников (1), Тиханов (5), Шоминков? (1)
Фамилии деревни Верховье (всего дворов: 36): Величкин (3), Гуляев (1), Давыдов (1), Кавыржин? (2), Панкратов (1), Полевский (1), Прасолов
(9), Прилепский (16), Сотников (1), Шапенков (1)
Фамилии деревни Верховье (всего дворов: 36): Величкин (3), Гуляев (1), Давыдов (1), Кавыржин? (2), Панкратов (1), Полевский (1), Прасолов (9), Прилепский (16), Сотников (1), Шапенков (1)
Фамилии деревни Долгая (всего дворов: 49): Глебов (1), Гуляев (1), Данилово (1), Должиков (6), Домников (8), Емельянов (3), Замышляев (2), Кладовщиков (5), Перепелкин (1), Рязанцев (1), Сухинин (11), Фомин (1),
Харыбин (1), Хвостов (5), Ченский (2)
Фамилии деревни Ветчинкина (всего дворов: 26): Ананьин (2), Васильев(1), Ермаков (1), Кажухов (1), Клишин (4), Красильников (2), Маслов (2), Новиков (2), Семенихин (1), Соколов (1), Титов (1), Толмачев (5), Тюлеин (2), Харыбин (1)
Фамилии деревни Подтолстая (всего дворов: 38): Громов (2), Замуруев (1), Калегаев (2), Кирилов (1), Крылов (2), Легост...ЕщёФамилии села Галичье (всего дворов: 45): Быковский (9), Калинин (4), Кирилов (1), Печурин (1), Покровский (1), Полевский (1), Прасалов (1), Семенихин (1), Симанов (17), Сотников (1), Тиханов (5), Шоминков? (1)
Фамилии деревни Верховье (всего дворов: 36): Величкин (3), Гуляев (1), Давыдов (1), Кавыржин? (2), Панкратов (1), Полевский (1), Прасолов (9), Прилепский (16), Сотников (1), Шапенков (1)
Фамилии деревни Долгая (всего дворов: 49): Глебов (1), Гуляев (1), Данилово (1), Должиков (6), Домников (8), Емельянов (3), Замышляев (2), Кладовщиков (5), Перепелкин (1), Рязанцев (1), Сухинин (11), Фомин (1),
Харыбин (1), Хвостов (5), Ченский (2)
Фамилии деревни Ветчинкина (всего дворов: 26): Ананьин (2), Васильев(1), Ермаков (1), Кажухов (1), Клишин (4), Красильников (2), Маслов (2), Новиков (2), Семенихин (1), Соколов (1), Титов (1), Толмачев (5), Тюлеин (2), Харыбин (1)
Фамилии деревни Подтолстая (всего дворов: 38): Громов (2), Замуруев (1), Калегаев (2), Кирилов (1), Крылов (2), Легостаев (1), Полухин (11),Прилепский (3), Терехов (1), Хвостов (6), Ченский (6), Шевяков, Щеголов(1)
Фамилии деревни Сухое Головище (всего дворов: 20): Букреев (3),
Быковский (2), Жуков (1), Кожухов (1), Куров (1), Мишустин (2), Прилепский (5), Сафонов (1), Тулинов (2), Цыганов (1), Чернышев (1)
Фамилии деревни Суходолье (всего дворов: 19): Гладких (1), Иншаков (2), Клишин (2), Мухин (1), Прилепский (4), Сальков (1), Федорищев (1),Харыбин (3), Цыганов (1), Шелудяков (1), Щукин (1)
Бездоновское сельское общество Касаревской волости Новосильскаго уезда
Фамилии села Косарево (всего дворов: 98): Ашихмин (1), Белолепский
(1), Величкин (6), Глаголев (1), Грецов (1), Деминов (24), Замуруев (3).Зарытовский (7), Зміев (1), Ледовский (1), Логачев (2), Марков (1), Печурин (3), Полухин (2), Попов (2), Прасолов (1), Прилепский (1), Савичев (1), Симанов (12), Солопов (3), Суверев (1), Сухинин (1), Филонов (17), Ходырев (3)
Фамилии деревни Бездонная (всего дворов: 55): Авчинников (2), Адинцов (5), Боровлев (16), Быковский (7), Величкин (1), Домников (6), Калинин (1), Кудіиаров (1), Кутепов (1), Мурашов (1), Петрыкин (4), Печерский (1), Платонов (1), Поляков (7), Семенов (1)
Фамилии деревни Крутой Верх (всего дворов: 10): Галятин (1), Куренков (Курьянов?)(1), Наумов (7)
Фамилии деревни Ефимовка (всего дворов: 28): Авчинников (2), Алексеев (1), Боровлев (4), Быковский (2), Васильчиков (1), Галятин (1),Демин (1), Должиков (2), Калинин (1), Красильников (2), Лукашев (1), Макаров, Мильнев? (1), Музалев (1), Петрыкин (2), Платонов (1), Полев (1), Поляков (1)
Фамилии села Воротынцево (всего дворов: 79): Авчинников (4), Болотов
(1), Боровлев (6), Брылев (2), Быковский (9), Васильчиков (1), Голятин (1), Гочаров (5), Горохов? (1), Демин (4), Дурнев (3), Замышляев (1), Зміев (1), Карпушин (2), Кирилов (1), Красильников (2), Лукашев (2), Мишустин (1), Музалев (1), Петрыкин (13), Поляков (3), Понитков (1), Прилепский (1), Рощупкин (2), Руднев (1), Севрюгин (1), Семин (1), Симанов (1), Ступин (1), Фролов (5)
Фамилии села Подъяковлево (всего дворов: 77): Артюнин (1), Блундин (1), Богомолов (1), Брагин (1), Глаголев (2), Гордеев (1), Ермаков (1), Клишин (3), Кобелев (8), Кондаков (1), Конюхов (1), Коренев (4), Кудинов(1), Курьяков (9), Лагутин (1), Ламакин (3), Лебедев (1), Легостаев
(1), Лихарев (4), Межнев (1), Михайлов (1), Моисеев (1), Мохов (1), Прилепский (1), Рыжиков (1), Стеканов (12), Стеханов (2), Толкачев (3),
Уткин (1), Чемадуров (4), Чумадуров (1)
Фамилии деревни Рог (всего дворов: 6): Одинцов (1), Савинков (5)
Судьбищенское сельское общество Касаревской волости Новосильскаго уезда село Плоское, село Судьбищи, село Домны, деревня Погибелки
Как вновь поселенные в 10 ревизии (т.е. образованные в период с 1850 по 1858 гг.) обозначены: деревня Сапуновка и д
...ЕщёФамилии деревни Саколья (всего дворов: 35): Быков? (1), Голятин (1), Гончаров (1), Дагаев (1), Зарытовский (4), Ламакин (2), Наумов (2),Петрыкин (6), Прилепский (1), Рощупкин (7), Тиханов (1), Филонов (6), Шумаков (2)Фамилии села Подъяковлево (всего дворов: 77): Артюнин (1), Блундин (1), Богомолов (1), Брагин (1), Глаголев (2), Гордеев (1), Ермаков (1), Клишин (3), Кобелев (8), Кондаков (1), Конюхов (1), Коренев (4), Кудинов(1), Курьяков (9), Лагутин (1), Ламакин (3), Лебедев (1), Легостаев
(1), Лихарев (4), Межнев (1), Михайлов (1), Моисеев (1), Мохов (1), Прилепский (1), Рыжиков (1), Стеканов (12), Стеханов (2), Толкачев (3),
Уткин (1), Чемадуров (4), Чумадуров (1)
Фамилии деревни Рог (всего дворов: 6): Одинцов (1), Савинков (5)
Судьбищенское сельское общество Касаревской волости Новосильскаго уезда село Плоское, село Судьбищи, село Домны, деревня Погибелки
Как вновь поселенные в 10 ревизии (т.е. образованные в период с 1850 по 1858 гг.) обозначены: деревня Сапуновка и деревня Піявочная — переселенцы из деревни Строкиной
Кстати я дружен с Владимиром Быковским - председателем Подольского объединения Российского Союза Десантников. Он родом из Залегоши.