Генплан Новосибирска 1935 г. Проект бригады «Гипрогора»
Творческим поискам новой выразительности в архитектуре сопутствовало много сомнений и опасений. Архитекторам порой не хватало опыта и высокой профессиональной культуры. Иногда авторы скатывались к простому копированию из архитектурных изданий старых лет: «... в этом увлечении классическими формами кроется также опасность упрощенного, эклектического, реставраторского подхода к классическому наследству вместо сознательного, критического подхода к нему. При таком упрощенном подходе страдает образность и выразительность нашей архитектуры, прививается архаическая тенденция к копированию старых образцов, к новому своеобразному формализму»,— так была охарактеризована председателем Новосибирского отделения Союза архитекторов СССР А. Д. Крячковым в 1938 г. творческая практика ряда архитекторов на одном из заседаний отделения.
Изменившемуся характеру формирования города, «штучному» проектированию и строительству отдельных зданий, не «сводимых» в целостные ансамбли, без общей проработки их местоположения в системе квартала или территории застройки города соответствовали и градостроительные принципы, заложенные в новый генеральный план города, составленный бригадой «Гипрогора» под руководством инженера Л. Е. Розенберга — архитекторами Д. Е. Бабенковым, Д. М. Пиллером, С. М. Готлибом и инженером-экономистом Г. М. Ситко.
В генеральном плане 1935 г. авторы скорее стремились утвердить и завершить уже созданное в годы первой и второй пятилеток, чем проектировать город на основе перспективных возможностей его экономического и социального развития в будущем. Авторы считали, что на базе Урало-Кузнецкого комбината в Новосибирске будут освоены и достигнут оптимальной мощности строящиеся и запроектированные предприятия («Сибметаллокомбинат», локомобильный, экскаваторный, судоремонтный заводы и др.), а также значительное развитие получают текстильное и кожевенно-обувное производства. Они считали, что как транспортный узел Новосибирск сохранит особое значение в грузооборотах Сибири. Кроме того, Новосибирск приобретет еще большее значение как административный и культурный центр всей Западной Сибири. В соответствии с этими данными общая численность населения Новосибирска на расчетный период генплана (20 лет) определялась максимум в 650 тыс. человек (в 1934 г. в Новосибирске проживало 294 тыс., в 1939 г. — 406 тыс. человек). Цифра оказалась заниженной— в 1955 г. в Новосибирске проживала уже 731 тыс. человек.
Авторы генплана стремились к соединению сложившихся и достаточно самостоятельных отдельных частей города в один компактный массив (включая и левобережье), пытаясь сократить его территории и протяженность транспортных артерий и инженерных коммуникаций
В создании общей композиции генплана авторы использовали старую структуру города с мелкоквартальной ее организацией и обилием улиц и проездов. В генплане в основном намечались лишь красные линии улиц и кварталов без эскизной проработки застройки самих селитебных территорий. Самое большое внимание авторы уделили «основным архитектурным узлам — площадям» города, разрешая их в генплане на планшетах в виде перспектив и рисунков. Площади представлялись большими пространствами без функциональной их дифференциации, обстроенными по периметру репрезентативными фасадам? зданий неопределенного назначения. Хотя авторы и декларировал? «полный отказ от сплошного ранта и решительное введение зелени I отдельные ансамбли и разрывы между зданиями», тем не менее в ген плане указана только сплошная периметральная (рантовая) обстройка кварталов и магистралей города, а внутриквартальные пространства оставались «белыми пятнами». Жесткая симметрия застройки магистралей придавала архитектуре города весьма однообразный вид.
Еще в 1938 г. проводилось уточнение генерального плана Новосибирска авторским коллективом «Гипрогора» в составе архитекторов Д. М. Пиллера, И. И. Соколова-Добрева, Т. Г. Пичугиной, А. Ф. Якусевича. Город проектировался с расчетной численностью населения в 650 тыс. человек. Но в 1941 г. профессор В. А. Витман корректировал генеральный план уже в расчете на 950 тыс. человек. При снижении этажности застройки и увеличении численности населения в генплане потребовались новые территории для расселения. В связи с этим предполагался территориальный рост города на правом берегу в северном, восточном и юго-восточном направлениях. В плане на левобережье возникает Южный жилой комплекс. Основой структурной композиции генерального плана В. А. Витман принял радиальные магистрали, исходящие из центров право- и левобережья, с введением продольных магистралей для длинных частей города. План В. А. Витмана был слабо разработан в деталях и представлялся лишь формальной схемой, плохо привязанной к реальному рельефу, без проработки инженерных вопросов подготовки территорий к строительству.
В 1942—1944 гг. бригада «Гипрогора» под руководством архитектора А. М. Синявера перерабатывает генеральный план города. В нем увеличивается процент малоэтажной жилой застройки, исходя из реальных перспектив развития города и предыдущего опыта. Такие установки сильно изменили структуру застройки и ее плотность в генеральном плане. Сложившееся размещение промышленных предприятий в годы войны и отведенные территории для перспективного строительства заводов определили и новые территории для жилищно-коммунального строительства. Однако и этот генеральный план не оказал определяющего влияния на застройку города. Работа над планировкой города продолжалась, и окончательный вариант генерального плана был подготовлен к 1952 г.
«Новосибирск: история градостроительства 1893 - 1945 гг.» С.Н. Баландин
Комментарии 3