Знаменитая поговорка «Все дороги ведут в Рим» не просто так возникла — Рим действительно был центром империи, и первые дороги, соединявшие его с другими крупными городами, были построены именно в Риме. Путник, попавший на одну из этих дорог, мог бы без труда добраться до столицы древнего государства, не заблудившись — достаточно было выбрать на перекрёстках самые широкие из имевшихся дорог.
Дорожная сеть, созданная римлянами, была предназначена для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров. Чаще всего это были относительно прямые пути между важными населенными пунктами, что позволяло быстро достичь нужного места. Римские дороги связали между собой многие города в Италии, а затем стали появляться и на других территориях Римской империи, соединяя значимые политические и экономические центры.
Хотя изначально дороги строились для военных нужд, ими сразу же стали пользоваться торговцы и путешественники. Ровные дороги значительно ускорили коммерческие перевозки и деловые поездки, позволяя планировать перемещения и играть важную роль в экономическом развитии республики и империи. Однако, возможно, развитая сеть дорог в конечном итоге упростила завоевание римских территорий варварами.
После падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться по меньшей мере около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтобетоном.
Уже в середине V века до н.э. существовали правовые нормы, регулирующие строительство и обслуживание дорог. В Законах XII таблиц устанавливалось, что ширина дороги на прямом участке должна составлять 2,45 м, а на поворотах — 4,9 м. Собственники придорожных участков были обязаны огораживать дорогу, если она не была вымощена камнем, иначе путешественники могли ездить по ней, где пожелают.
Помимо собственно дорог с путевыми столбами, отмечавшими пройденное и оставшееся расстояние, римляне построили дорожную инфраструктуру — дорожные станции и постоялые дворы — и создали карты дорог. Размеченные ровные дороги, места отдыха, точки смены лошадей и точные карты позволили римлянам планировать время, необходимое для доставки грузов.
Римские дороги делились на три типа:
Viae publicae — «общественные дороги» — это основные пути Римской империи, соединявшие наиболее крупные города. Эти дороги также именовались viae praetoriae (преторианские дороги), viae militares (военные дороги) или viae consulares (консульские дороги).
Общественные дороги строились на земле, принадлежавшей государству, и на государственные деньги. Однако часто налогами на строительство таких дорог облагались города, к которым они вели, или крупные собственники, через чьи земли эти дороги прокладывались. Чаще всего они назывались по имени того человека, кто предложил построить данную дорогу.
Управление общественной дорогой поручалось государственному чиновнику — curator viarum. Он отдавал приказы по поводу любых работ, связанных с дорогой, следил за её состоянием и в случае необходимости ремонтировал.
Viae privatae — «частные дороги» — соединяли крупные владения с viae vicinales и viae publicae. Они находились в частной собственности и полностью финансировались владельцами.
Viae vicinales — «проселочные дороги» — эти дороги ответвлялись от viae publicae и соединяли между собой поселки в одной области. Они составляли основную часть дорог древней транспортной сети.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев