Недетская детская опера
Непослушный мальчик, который не делает уроки, и ожившие в его комнате предметы, которые хотят его проучить, – «Дитя и волшебство» М. Равеля считается оперой для детей. Но эта партитура, как ларец с сокровищами: стоит только открыть – и оторваться невозможно. Опера, к сожалению, не так часто идет в российских театрах. В Новой Опере в 2012 году она прозвучала на русском – впервые в истории театра либретто на иностранном языке звучало не в оригинале. По замыслу постановщиков так детям было легче следить за развитием действия.
Рубеж XIX и ХХ веков – время, когда во французском искусстве появляется череда книг, которые смотрят на мир глазами ребенка. Детское мироощущение, детские мечты становятся темами для целых статей. И не забывайте о пристрастии самого Равеля к игрушкам, механизмам и разного рода автоматам – неудивительно, что он сразу согласился на предложение писательницы Колетт о создании этой оперы.
Сам композитор называл эту партитуру «хорошо приготовленным стилистическим коктейлем всех эпох». Равель был одним из тех французских композиторов, кто ощутил влияние американского джаза. Тем удивительнее оркестровка, в которой ему удается передать ожившие в комнате мальчика мебель и игрушки.
К тому же, Равель писал оперу-балет. Например, есть фокстрот Чашечки и Чайника, а также менуэт Кресла и Кушетки, так что режиссер спектакля в Новой Опере Екатерина Василёва особое внимание уделила пластике. И, конечно же, волшебству. «Каждое появление и уход персонажей мы старались сделать уникальным. Старая Кушетка превратится в даму в элегантном платье со шляпкой из подушки, Часы появятся прямо из стены вместе с целой стаей кукушек – оживших птиц с детских обоев в комнате, Принцесса улетит в небеса, а нарисованные деревья превратятся в огромный сказочный лес, полный чудес и таинственных звуков», – объясняла режиссер незадолго до премьеры.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1