«Мадонна Орифламма» (1932 г.)
...Леонардо был примером для многих художников. Учился у него и Рерих. Не случайно он советовал молодым живописцам: «Изучайте штрих Микеланджело; мечтайте понять всю проникновенность Леонардо да Винчи».
...Ну а леонардовская «проникновенность» ясно ощущается в картине «Мадонна Орифламма» (1932). Рерих, так же как и Леонардо, изобразил свою героиню сидящей, со склонённой головой. За её фигурой виден далёкий пейзаж с высокими небесами, наполненными светом. Такой же свет исходит и от мадонны. Взгляд её, как и у всех леонардовских мадонн, потуплен, а лик её столь же чист, целомудрен и красив. Конечно, Рерих создаёт своё произведение совсем в иной живописной манере, обобщённо, плоскостно, но всё же линии глаз, носа, губ, подбородка вторят леонардовским шедеврам. Непосредственного цитирования здесь нет, хотя определённая перекличка с эрмитажной «Мадонной Литта» (1490–1491) просматривается совершенно отчётливо.
...В живописи Рериха свету отводится такая огромная роль, что можно сказать, философия его искусства зиждется на свете и включает в себя триаду тех же этико-эстетических категорий, к которым апеллировали и Кузанский, и Леонардо. Рерих в своей книге «Держава света» призывает:
«Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота»
. Такое знамя держит мадонна в картине Рериха «Мадонна Орифламма» (1932). Само же знамя предстаёт в виде трёх амарантовых сфер, заключённых в круг как символ вечности и единения. Символический смысл сфер можно расшифровать в данном контексте согласно Рериху как Любовь, Знание и Красота.
Следует отметить тут одно важное обстоятельство: Рерих помещает свою мадонну также между двух окон, как это всегда делал Леонардо, с открывающимися далями с синеющими хребтами гор и ярким небесным сиянием. По всему видно, что леонардовская философия света здесь полностью воспринята русским художником вплоть до её конкретных проявлений.
Нет комментариев