В 1900-м году скончался отец, и Николаша сразу вышел из «Товарищества мануфактур». Наследство, полученное им, позволяло ему безбедно и весело жить, не обременяя себя погружением в тонкости фабричного производства. И первым делом богач отправился за границу. А когда вернулся, год спустя, то шокировал мать известием: он женится. Брак с австрийской подданной Марией Осиповной (так ее называли в Москве) произвел неизгладимое впечатление в купеческом патриархальном мире. Не ровня! Католичка! Николашу осуждали, не таясь.
А он и не думал переживать. Его захватило искусство. Он обжал яркие краски, сочные мазки, и за это его ругали ценители прекрасного. Дескать, сразу видно, что Рябушинский – дилетант! И что вышел он из среды, где живопись отродясь не понимали.
Не было понимания у Рябушинского и с новоявленной женой. Он привез ее, как трофей, и тут же оставил. Мария Осиповна пыталась образумить мужа, но он предпочитал ездить с цыганами к «Яру» и танцевать до утра. Он делал огромные карточные долги, а мог явиться, под утро, в сопровождении двух красавиц. Неудивительно, что уроженка Вены однажды собрала вещи и уехала к родителям. Она подала на развод, и была щедро вознаграждена за шесть лет совместной жизни:
«Коля обеспечил ее, - писал художник Сергей Виноградов, - все жены и не жены, с которыми затем расставался, были всегда богато обеспечены им… Сколько красивейших женщин было с его жизнью связано!».
Комментарии 47