Уже в марте Госдума рассмтрит соответствующий законопроект, который поддержало гражданско-правовое управление президента. Автор инициативы — Минэкономразвития. Против был Роспотребнадзор, считающий, что покупатель имеет право на отказ в любое время. К чему приведут новые правила
Почему в РФ нужны невозвратные тарифы для отелей
Правительство еще в конце 2024 года внесло в Госдуму законопроект, который закрепляет за кабмином новое право — устанавливать в России невозвратные тарифы для гостиниц. Проект готовят к первому чтению, оно должно состояться в марте, сказано в базе нижней палаты парламента. На практике отели смогут предоставлять гостям разные виды бронирования, включая более дешевые невозвратные. В итоге люди смогут выбирать проживание в отелях по низким ценам в сравнении с возвратными тарифами. Такой подход позволит бизнесу тщательнее планировать свою деятельность, говорится в пояснительной записке к документу.
Государственно-правовое управление президента уже рассмотрело этот законопроект и не высказало никаких концептуальных замечаний. Более того, ГПУ рекомендовало документ к принятию в первом чтении, сказано в бумагах управления, с которыми ознакомилась редакция.
Невозвратное бронирование предлагают ввести в российских отелях наравне с возвратными. Это позволит туристу выбирать исходя из своих предпочтений и ситуации. Например, такой подход позволит сэкономить на стоимости размещения, если поездка точно состоится, либо забронировать номер по более высокой цене, но понимать, что бронирование можно отменить. Права туристов, которые выбрали невозвратный тариф, защищены: если поездка отменяется из-за форс-мажорных обстоятельств, то средства возвращают.
Для гостиничного бизнеса невозвратные тарифы позволят увеличить загрузку и рентабельность отелей. Дело в том, что сейчас туристы часто бронируют сразу несколько гостиниц, а затем выбирают более удобный вариант, не уведомляя другие отели об отмене, объяснили там. В Минэке подчеркнули, что новый подход предложили сами предприниматели, которые сталкиваются с такой проблемой.
Какие тарифы есть сейчас у гостиниц
Главная цель этого проекта — сделать отдых в России более доступным для туристов. Вместе с растущим спросом на туристические услуги увеличиваются и цены на отдых. Принятие закона снизит риски их необоснованного подорожания, а также гарантирует прозрачность процесса оказания услуг. Практика фиксированных тарифов давно применяется в авиа- и железнодорожных перевозках, а также внедрена и опробована агрегаторами. Туристы охотно пользуются предлагаемыми опциями: снять номер или приобрести билеты по сниженным тарифам, если уверены в неизменности своих планов на отдых.
При этом бизнес получает гарантии загрузки номерного фонда и заполняемости составов, самолетов, что позволяет расширять горизонт планирования и предлагать людям варианты отдыха по сниженным ценам, например, в межсезонье. Рассмотрение законопроекта в первом чтении — это обсуждение концепции инициативы, в перспективе она должна будет удовлетворить как туристов, так и бизнес.
Применение невозвратных тарифов — давно устоявшаяся практика у отелей по всему миру, в том числе и в России. Полная легализация и регламентация невозвратных условий бронирования с точки зрения прав отелей и потребителей ― давно необходимая мера, «поэтому стоимость гостиничного размещения после появления такого закона вряд ли значительно сократится.
Сейчас на рынке достаточно отелей, которые работают по принципу невозвратного тарифа, путешественники пользуются этим при совершении бронирования. Так действительно получается сэкономить до 30%. При этом не обязательно в момент бронирования оплачивать 100% стоимости проживания. Каждый отель устанавливает ограничения по отдельности: это может быть полная или частичная предоплата или же оплата на месте при гарантии картой. Причин для появления заметно более низких цен при насыщении рынка отелями, в том числе с невозвратными тарифами, пока нет.
Почему нельзя вводить невозвратные тарифы
Подход, при котором гостиницы выставляют невозвратные тарифы, нелегальный, его можно оспорить в суде. Так, закон о защите прав потребителей и другие документы предусматривают, что человек может отказаться от исполнения договора на оказание услуг в любой момент. Правда, это возможно только в том случае, если потребитель оплачивает фактически понесенные расходы другой стороны, которые связаны с исполнением этого контракта. Это правило, например, активно применяют при авиаперевозках
Минэкономразвития не предложило механизм и нормы определения того, какую долю номеров отель сможет предлагать по невозвратным тарифам. Есть риск, что все тарифы в гостиницах станут невозвратными, и выбора у потребителя не будет. Нет и механизма контроля цен на гостиничные услуги и верификации скидки за невозвратный тариф, что она является настоящей, а не как во время массовых распродаж, когда цены сначала завышают, а потом предлагают дисконт от изначально завышенной стоимости.
Эти вопросы особенно актуальны сегодня, потому что в России активно развивается внутренний туризм, поток путешествующих людей нарастает, а гостиниц становится больше, отметил он. Ранее аналогичную позицию высказывали в Роспотребнадзоре, там раскритиковали предложение коллег из Минэкономразвития. Получить комментарий службы не удалось.
Нет комментариев