ЛЮБОПЫТНЫЕ ДЕТАЛИ О ЛЮДОВИКЕ XVI. Людовик, получивший при рождении титул герцога де Берри, был вторым сыном дофина Людовика (старший брат его умер в 1761 г.). Отец и мать очень требовательно относились к воспитанию своих детей. Людовик по семь часов в день занимался латынью, историей, математикой. Два раза в неделю его успехи придирчиво проверял отец. Строгое воспитание, даваемое дофину, не нравилось его деду Людовику XV, да и многим другим казалось чрезмерным. Тем более, что Людовик вовсе не отличался ни крепким здоровьем, ни особенными способностями. Он рос хилым, болезненным подростком с большими голубыми глазами и неровными зубами, недоверчивым, робким и несчастным выражением лица, переваливающейся походкой и высоким гнусавым голосом. В 1765 г. после смерти отца он сделался наследником престола, а спустя девять лет — королем. К этому времени уже ясно выступили три отличительные черты его характера: застенчивость, скрытность и благотворительность. Насколько он был сдержан с королем, своим дедом, и особами королевского дома, настолько же он был общителен с подчиненными. Особенно бывал он доволен при встрече с рабочими во дворе дворца или в саду. Его расспросам об извести, о плотницкой работе, о мостовых не было конца. Если случалось, он охотно помогал передвигать бревна или перетаскивать камни. Особенных успехов дофин достиг в кузнечном и слесарном искусствах. Сильную страсть он имел также к охоте. Игра, шумные удовольствия и театральные представления мало занимали его. Любимыми занятиями его были черчение географических карт и точение разных изделий из железа. Обстановка его покоев очень много говорила о характере короля. В вызолоченной зале были развешены чертежи каналов, прорытых по его распоряжению, находилась модель Бургундского канала и описание работ в порту Шербурга. В соседней комнате хранилась коллекция географических карт и глобусов. Здесь же находились карты, весьма искусно сделанные самим королем или только начатые им. Рядом располагался столярный зал, в котором, кроме токарного станка, было множество разных инструментов (они достались ему по наследству от Людовика XV). В библиотеке, помещавшейся этажом выше, имелись все книги, изданные в его царствование. Дальше шла большая библиотека, где хранились издания и рукописи, принадлежавшие прежним королям со времен Франциска I. В двух отдельных смежных кабинетах находилось множество других интересных книг, собранных им самим. Между прочим, тут помещалось большое количество английских сочинений, которые Людовик всегда с удовольствием читал (в том числе и отчеты о заседаниях парламента). В отдельных шкафах хранились бумаги, относящиеся к каждому из европейских правящих домов: Габсбургскому, Ганноверскому, Романовых и другим. Над библиотекой помещалось любимое убежище короля. То была мастерская с кузницей и двумя наковальнями, множеством замков и разных железных инструментов. Еще выше был бельведер с особым свинцовым полом, где король, сидя в кресле, с помощью отличной зрительной трубы наблюдал за всем происходящим в Версале, а также за дорогой, идущей в Париж, и в самом Париже, насколько это было возможно. Дюре был почти единственным служителем, исполнявшим все личные приказания короля. Он помогал Людовику в уборке столярной комнаты, точил и чистил инструменты, мыл наковальню и склеивал географические карты. Хотя Людовик родился с довольно слабым здоровьем, но работа и движение, которым он постоянно предавался, развили в нем достаточную силу. Память у короля была замечательная. Он хранил в своей голове бесчисленное множество имен и названий местностей. Цифры запечатлевались в его памяти с удивительной четкостью. Однажды в предложенном ему отчете был помещен предмет, уже оплаченный в предыдущем году. «Это написано во второй раз, — сказал Людовик, — принесите мне прошлогодний отчет, я вам докажу». Отчет был представлен, и король без затруднений отыскал нужную строчку. Король безмерно скучал в театре, не любил балов, ложился спать в одиннадцать вечера и вставал в шесть утра. День его в основном был заполнен молитвой и работой. Выпив с утра лимонного соку и съев сухой хлебец, он совершал короткую прогулку. Константин Рыжов. Все монархи мира., 1999 г).
    2 комментария
    10 классов
    Последний бал империи 13 февраля 1903 года в Зимнем дворце произошло грандиозное событие - костюмированный бал. Поводом послужила очередная годовщина правления дома Романовых. И хотя дата не была круглой, подготовка к нему шла несколько месяцев и к организации этого мероприятия были привлечены лучшие специалисты - костюмеры, художники, ювелиры, сценографы, певцы, танцовщики, хореографы. Всего гостей было около четырех сотен и это была вся знать Российской империи. Приглашенные должны были прибыть на маскарад в костюмах допетровской Руси. Это вполне соответствует модным тенденциям того времени, ведь художники зарождающейся эпохи модерна черпали вдохновение в том числе и в истории, и в фольклоре. Были произведены масштабные исторические и архивные изыскания, в создании нарядов для царской четы и придворных принимали участие консультанты из числа историков и искусствоведов. По словам современников, бал был не просто «великолепным зрелищем, но цельным произведением искусства». По желанию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга, а через год по заказу Императорского двора был выпущен подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Благодаря этим фотографиям и нескольким костюмам сохранившимся в музеях мы и можем судить о красоте и роскоши этого бала. После окончания маскарада в Петербурге начался «русский бум». Интерес к национальным традициям «накрыл» высшее общество. Это было последнее мероприятие такого размаха и широты в Российской империи - через год в эти же февральские дни уже шла война с Японией (1904-1905).
    5 комментариев
    12 классов
    Эти фотографии можно было бы принять за мифическую Атлантиду. Но это куда более реальный город - центр древнеримского туризма и пристанище разврата и всяческих пороков. Город Байи, расположенный на побережье недалеко от современного Неаполя, был известен своими термальными источниками ещё в далёкую древность. А уже во времена Республики город стал популярным местом отдыха нобилитета - возможность уехать из болотистой местности Рима и поправить здоровье на источниках, а заодно предаться разнузданным развлечениям вдали от сурового взгляда отцов-сенаторов дорогого стоит. Ко временам Империи каждый уважающий себя политик имел в городе собственную виллу, в то время как блюстители нравственности всячески распекали Байи за разнузданность нравов. Но то, что происходит в Байи - остаётся в Байи. Конец популярного курорта был затяжным, олицетворяя собой судьбу государства, которое его и породило - из-за увеличившейся вулканической активности город в III веке н.э. начал медленно сползать в море, пока большая его часть к VI веку не скрылась под водой. Но нет худа без добра - море сумело сохранить объекты римской архитектуры лучше людей.
    3 комментария
    101 класс
    "Внутренняя идея эсперанто такова: на нейтральной языковой основе убрать стены, разделяющие племена, и приучить людей к тому, чтобы в ближнем своём они видели только человека и брата". 3 [15] декабря 1859 года в Белостоке родился ЛАЗАРЬ МАРКОВИЧ ЗАМЕНГОФ (эсперанто - Ludoviko Lazaro Zamenhof) - врач-окулист и лингвист, создатель ЭСПЕРАНТО — наиболее успешного из сконструированных международных языков. Лазарь Маркович известен по псевдониму "Доктор Эсперанто" (то есть «Надеющийся»), под которым он опубликовал в 1887 году свою работу «Международный язык». Максим Горький: "Заменгоф — прямой потомок мифического Прометея. Тот принес на Землю огонь, украв его у божества, Заменгоф дал людям средство для разжигания душевного огня, способного согреть сердца миллионов на всех широтах Земли". В 1959 году в Одессе был установлен памятник Заменгофу. Эсперантист Ю. Давыдов писал: " Потомки ж Заменгофа не забыли — Есть памятник один на весь Союз! Так трогательно Гения любили, Что даже в глушь двора поставлен бюст! Пусть с улицы не видно — «так», мол, «надо!» (Одесса, Дерибасовская — 3) В Одессе будешь, kara kamarado На отблеск Мудрой Мысли посмотри".
    1 комментарий
    8 классов
    Как в Рязанской земле охотились на разбойников... В ноябре 1785 года по повелению генерал-губернатора заседатель Рязанского нижнего земского суда Ралгин с пронским земским исправником и командой драгун отправились «для сыску и поимки оказавшихся в Пронской округе разбойников». Разбойничью «партию» они обнаружили в Ряжском уезде под селом Ухоловом. Пойманы были четыре человека, в том числе атаман Лебедев, дьякон села Федотьева, «да баба» Федосья Андреева, двое были убиты, а остальных не нашли, так как «были посланы для продажи отбитого ими у купцов ладану во время деланных ими разным людям разбоев». Нужно сказать, что схватка драгун с разбойниками случилась нешуточная. После неё рязанский городничий просил наместническое правление купить потерянные при стычке драгунскую амуницию и оружие, а изломанные починить. Для поимки скрывшихся, «дабы бежавшие разбойники не могли усилиться и делать разбои и прочие зловредные поступки ещё», были приняты серьёзные меры. Местным властям было предписано на всех дорогах выставить пикеты из жителей ближайших селений. Всех проходящих и проезжающих, «а особливо подающих хотя бы малое сумление», они останавливали и расспрашивали о целях и маршруте их путешествия, сличали внешность путников с приметами разбойников, которые были выявлены на допросах пойманных людей. Отличившимся пикетчикам обещалась награда. Следствие выяснило, что разбойничья «партия» Ермила Лебедева образовалась в основном из беглых заключённых рязанского острога. Один из солдат, охранявших тюрьму, по какой-то причине выпустил нескольких острожников. Поэтому одним из обвиняемых по делу Ермила Лебедева оказался и он. При поимке разбойников у них было отобрано награбленное имущество и отнятые у путников лошади. Рязанское городническое правление опубликовало объявления по всей губернии, чтобы люди, у которых было что-либо похищено, могли забрать свои вещи.
    2 комментария
    13 классов
    Мелюзина Мелюзина - фея из кельтских и средневековых легенд, дух свежей воды в святых источниках и реках. Часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже, иногда с двумя хвостами. Выходит замуж за смертного, поставив ему условием, чтобы он никогда не видел её в зверином обличье. Когда он застает её в таком виде, бросает его. Средневековые тексты рассказывают о том, как Элинас, король Альбы (старинное название Шотландии), отправившись однажды на охоту, встретил в лесу прекрасную леди. Это оказалась фея по имени Прессина. Она согласилась выйти за него замуж, но при одном условии: он не будет входить в её спальню во время родов или купания её ребёнка. Прессина родила тройню. Когда Элинас нарушил запрет, она покинула королевство, забрав трёх своих дочерей, и отправилась на затерянный остров Авалон. Три девочки — Мелюзина, Мелиор и Палатина росли на Авалоне. В день своего 15-летия Мелюзина, которая была старшей, спросила, почему их увезли на остров. Услышав о том, как её отец предал мать, фея замыслила месть. С сёстрами она захватила Элинаса в плен и замкнула его вместе с его богатствами в горе. Когда же их мать узнала, что они натворили, она разъярилась на такую непочтительность дочерей к отцу и изгнала их. Мелюзина была отмечена заклятьем принимать форму змеи от талии и ниже каждую субботу. Раймондин, племянник Эймера, графа Пуатье, убив его нечаянно на охоте, скрывался в лесах, где и встретил Мелюзину у источника и предложил вступить в брак. Мелюзина обещает, что ему не будет расплаты за преступление, и он обретет счастье, богатство и многочисленное потомство, если на ней женится. Точно также, как и её мать ранее, она поставила условием, что муж никогда не должен входить в её спальню по субботам. Мудрая Мелюзина помогала мужу приобрести богатство: он получил много свободной земли, окружив её шкурой оленя, нарезанной на тонкие ремни, стал могущественным государем и основателем дома Лузиньянов. Она родила ему десять детей, из них две дочери и восемь сыновей, двое из которых, отправившись в путешествия, также стали правителями своих земель. Став женой Раймонда, с помощью своей магии Мелюзина воздвигала замки, распахивала земли и строила города. Первым замком, созданным ею, стал замок Лузиньян. Брат Раймондина наговорами возбудил в нём ревность к супруге и он решил подсмотреть, что делает его жена по субботам. Он увидел её моющейся, и узнал про её хвост. Мелюзина простила его. И лишь когда, как-то поссорившись с супругой из-за того, что один из их сыновей убил другого, он обозвал её «змеей» перед лицом своего двора, она превратилась в дракона, одарила его двумя магическими кольцами и улетела, чтобы никогда не вернуться, трижды облетев вокруг замка с раздирающим душу криком. С тех пор она была покровительницей славного дома Лузиньянов и предупреждала своих потомков, когда им угрожало несчастье.
    1 комментарий
    9 классов
    Кухня Моцарта в доме №9 на улице Гетрайдегассе в Зальцбурге, Австрия, где его семья жила с 1747 по 1773 год. В этом самом доме 27 января 1756 года родился Вольфганг Амадей Моцарт. Невероятно представить себе, как проходила повседневная жизнь в этой комнате, где собиралась семья Моцарта, а маленький Вольфганг рос в этих стенах. Пребывание в этом пространстве дает особую связь с ранними годами композитора и домашней атмосферой, которая сыграла роль в формировании его удивительных музыкальных талантов.
    3 комментария
    31 класс
    Когда Александр Дюма писал «Трёх мушкетёров» в формате сериала в одной из газет, в контракте с издателем была оговорена построчная оплата рукописи. Для увеличения гонорара Дюма придумал слугу Атоса по имени Гримо, который говорил и отвечал на все вопросы исключительно односложно, в большинстве случаев «да» или «нет». Продолжение книги под названием «Двадцать лет спустя» оплачивалось уже пословно, и Гримо стал чуть более разговорчивым.
    2 комментария
    39 классов
    #жизнь Париж. 1930-е годы. Русская эмигрантка, уроженка Томска на автобусной остановке в Ницце прочла объявление: художнику требуется ассистентка. Далёкая от живописи Лидия Делекторская маститого к тому времени художника Анри Матисса увидела и услышала впервые. Ему к тому времени исполняется 63 года, Лилии - 22. Поработав несколько месяцев моделью для грандиозного панно "Танец", Лидия покинула его мастерскую, но тут тяжело заболела жена художника Амели, и супруги вспомнили исполнительную русскую девушку, пригласив её в качестве сиделки. Амели не чувствовала опасности, потому что была уверена, что художнику не нравятся светловолосые девушки. Не нравились... Пока в его жизни не появилась Лидия. Она стала для Матисса всем: музой, служанкой, экономкой. Она стала для него просто абсолютно необходимой практически во всём. Супруга этого не стерпела. Амели Матисс уехала к дочери в Париж, Анри с Лидией остались вдвоём. Во многом благодаря Лидии, Матисс прожил долгую жизнь и был счастлив в свои последние годы. В 1941 году ему диагностировали рак, он практически не мог уже ходить, но прожил ещё 13 лет, активно занимаясь творчеством. Когда художник умер в 1954 году, Лидия за один день собрала свои вещи и навсегда покинула его дом. На похороны её никто не позвал. Всё время жизни Лидии в доме Матисса художник дважды в год (на Рождество и на её день рождения) дарил ей свои картины. Он понимал, что ей ничего не достанется из его наследства и хотел хоть как-то обеспечить её жизнь после своего ухода. Кроме того, в какой-то момент Лидия из своего не очень большого жалованья, которое платил ей Матисс, стала покупать у него же по разумной цене его рисунки. К моменту смерти художника у неё скопилась весьма приличная коллекция работ Матисса, которая, продай она её, могла бы обеспечить ей роскошную жизнь до конца дней. Она не продала НИ ОДНОЙ вещи из этой коллекции. Она передала все принадлежащие ей картины Матисса в дар Эрмитажу и московскому музею имени Пушкина. В благодарность за это советское правительство отказало ей в предоставлении гражданства СССР, которое она просила. Справедливости ради, нужно сказать, что отказать в гражданстве - лучшее, что советское правительство могло для неё сделать. Всю жизнь она очень скромно и одиноко прожила в маленькой парижской квартире, ездила на общественном транспорте, была самым авторитетным в мире экспертом по творчеству Матисса, но до конца дней категорически отказывалась давать любые интервью. Ещё она дружила с писателем Константином Паустовским и перевела все 11 томов его сочинений на французский язык. В 1998 году в возрасте 87 лет Лидия Делекторская покончила с собой. Прах её покоится на обычном кладбище в Павловске. В 2002-м. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина прошла выставка «Лидия Делекторская — Анри Матисс. Взгляд из Москвы», на которой экспонировались её дары музею - более 200 различных произведений искусства, книг, фотографий. А в 2005-м в Эрмитаже состоялась выставка «Дар бесценный. Посвящается Лидии Николаевне Делекторской». Выставка представляла собой произведения Анри Матисса, переданные в дар Эрмитажу Делекторской, и насчитывала более 100 экспонатов из собрания музея. В 2009 г. одну из картин Матисса во время торгов в аукционном доме "Christie’s" продали за 32 миллиона евро.
    8 комментариев
    90 классов
    Элла Хаттан, более известная как Ла Ягуарина, к 1897 году одержала победу над шестью десятками мужчин в пеших и конных состязаниях. Она была признана единственной женщиной в мире, способной завоевать чемпионские титулы благодаря своему мастерству в обращении с различными видами рыцарского оружия.
    3 комментария
    41 класс
Закреплено
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё