Мой ребенок не хочет ходить в школу. Что делать?
Почему многие дети идут в школу, как на каторгу? И что делать родителям, если ребенок никак не хочет просыпаться к первому уроку, а утренние сборы превращаются в скандал? Рассказывает психологиня портала «Я — Родитель» Екатерина Сафонова.
Действительно, родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу, капризничает, бунтует, не хочет просыпаться по утрам и прогуливает уроки. Такая проблема может носить комплексный характер, и выявить одну единственную причину такого поведения очень сложно, а иногда и просто невозможно. Тем не менее существуют некоторые факторы, влияющие на нежелание ребенка ходить в школу. Сейчас расскажу, какие.
В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка.
Если в школу не хочет идти первоклашка (шесть-семь лет), скорее всего проблема заключается в крайне болезненной адаптации к школе. В семь лет наступает очередной возрастной кризис, связанный в том числе и с поступлением ребенка в школу. Если же ребенка отдали в школу раньше, чем его психика была к этому готова, адаптация будет протекать очень тяжело, чем и будет вызвано нежелание ребенка сидеть на уроках. Это может произойти в случае, если учебная деятельность еще не стала ведущей — ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в три-шесть лет.
Возрастной кризис и переход от одной ведущей деятельности к другой не случается ровно по часам, как только малышу исполнилось семь лет. Поэтому прежде, чем решить отдавать ли ребенка в первый класс, лучше посетить психолога и выяснить, готова ли психика ребенка к новой деятельности.
Лучшая проверка малыша на готовность к школе — его громкий ответ «Да!» на вопрос «ты хочешь в школу?».
Если ребенок учится в первом классе и отказывается ходить в школу, необходимо посещать психолога и следовать его рекомендациям для смягчения процесса адаптации. Возможно, стоит пересмотреть нагрузку, отменить дополнительные занятия и, обсудив вопрос с администрацией школы, освободить ребенка от некоторых предметов. Пусть лучше малыш отдохнет, поиграет, так адаптация к школе будет проходить менее болезненно. Отдых и игра — обязательные процессы для первоклассника, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Если в школу не хочет идти ребенок младшего школьного возраста (семь-десять лет), то это вызывает наибольшую тревогу. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность — это значит, что ребенок развивается именно через школьное обучение. Если этого не происходит, значит внутри ребенка происходит что-то, что мешает ему самореализовываться.
Это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами, даже возможен буллинг — школьная травля. Обычно в младшей школе буллинг носит физический характер, если речь идет о затяжном конфликте с одноклассниками. Также возможен и буллинг со стороны учителя — например, если педагог позволяет себе психологическое насилие в адрес учеников (обзывает, унижает, сильно давит).
Еще одной причиной нежелания посещать школу у ребенка семи-десяти лет может быть слишком высокая нагрузка как в школе, так и на дополнительных занятиях. В этом случае стоит пересмотреть весь распорядок ребенка и расставить приоритеты. Обратите внимание и на режим сна и бодрствования — конечно, если малыш вынужден делать домашнее задание до часу ночи, он просто не высыпается, что и вызывает у него вполне логичное желание остаться дома в теплой постельке.
Подростки (11–16 лет) чаще всех остальных детей отказываются идти в школу. Но обычно они не ставят родителей в известность о своем нежелании и просто прогуливают. С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестает быть ведущей и отходит на задний план, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками.
Подросток развивается через постоянную коммуникацию со сверстниками — тинейджеры постоянно ссорятся, мирятся, общаются, влюбляются, они пробуют на себе разные роли, экспериментируют с отношениями.
Учеба совершено не вписывается в их поле интересов — о каких косинусах речь, когда вокруг столько ровесников? Это нормально, но замотивировать подростка ходить в школу все же возможно. Во-первых, школа — это отличное поле для коммуникации с одноклассниками, там можно выбирать себе компанию по вкусу, общаться с ребятами из разных классов. Ничего страшного в том, что мотивация к посещению школы не будет именно учебной, нет, важно просто не отвернуть подростка от школы.
Во-вторых, тинейджерами часто движет любопытство. Попробуйте трансформировать хобби ребенка в научный интерес. Например, информатика отлично демонстрирует создание компьютерных игр, биология — изменения в теле самого подростка, которые его сильно волнуют, литература — предмет, в котором много внимания уделяется именно проблеме отношений, столь важной для тинейджеров.
Если же в школе присутствует буллинг (школьная травля), у подростка не складываются отношения со сверстниками или педагогами, то и желание посещать школу пропадает. Буллинг является серьезной проблемой современной школы, и, если причиной отказа посещать занятия является именно травля, то необходимо срочно принимать меры.
Тем не менее еще одной общей и очень важной причиной нежелания посещать школу для детей всех возрастов является семейная ситуация.
Если ребенок недополучает внимания родителей, то ему больше захочется провести день с мамой и папой, чем сидеть за партой и решать уравнения. Поэтому обязательно разговаривайте с ребенком, спрашивайте, чем вызвано его «мама, я не хочу в школу!».
Если ребенок честно вам ответит, что хочет просто побыть с вами, возможно, стоит разрешить ему пропустить один учебный день. Для его развития гораздо важнее будет удовлетворить потребность в общении с родителями — погуляйте, поиграйте, просто поговорите по душам. Проводите с детьми больше времени, искренне интересуйтесь их жизнью, и тогда вам удастся избежать этой проблемы.