Участники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова разыскали в «старом Нерюнгри» почти забытое сегодня первое нерюнгринское кладбище. Первыми захоронениями здесь стали захоронения первопроходцев, трагически погибших при переправе через реку Чульман вместе с Алексеем Евлампьевичем Столыпиным. Трагедия произошла почти шестьдесят лет назад – 6 июня 1966 года, но многие её подробности до сих пор не известны.
Как известно, сам Алексей Столыпин похоронен в другом месте - на въезде в бывший поселок Нерюнгра (ныне – «старый город»), на высоком берегу реки Чульман. «Мемориал Столыпина» - двенадцатиметровая стела в виде простертых в небо рук, держащих колокол. 25 лет назад это место стало «мемориалом памяти» всех погибших при освоении Южно-Якутского угольного комплекса – геологов, угольщиков, строителей, автомобилистов.
С памятника Столыпина каждый год в конце августа в Южной Якутии начинаются торжественные мероприятия, посвященные Дню шахтера.
В тот день в «роковую лодку» сели девять человек, переправлявшихся на другой берег. Погибли Алексей Евлампьевич Столыпин, бульдозерист Петр Степанович Голуб, Василий Терентьевич и Мария Васильевна Корниковы, и их пятилетняя дочь Ольга Корникова. Ещё четверо смогли выбраться из бурной ледяной реки. Это сварщик участка Юрий Безруков, механик Ахметшин, молодой работник участка Южаков и грейдерист Юркин.
Судьба всех этих людей, которые в числе первых пришли в только начинавшийся строиться Нерюнгри, стала предметом изучения участников историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова.
Про Алексея Евлампьевича Столыпина сегодня хорошо известно. Первый начальник угольного участка Нерюнгри родился 1 января 1917 года в городе Свободный, Амурской области. После окончания школы он поступил в горный техникум, который успешно окончил в 1937 году. До войны четыре года работал горным техником на золотодобывающих приисках Читинской области.
15 августа 1941 года 24-летний Столыпин был призван в Красную Армию. Военными дорогами прошел до Украины и Белоруссии, и дальше, освобождая захваченные фашистами земли. Получил офицерское звание техника-лейтенанта.
В Центральном архиве Министерства обороны руководитель историко-краеведческой экспедиции Александр Кошуков разыскал документы военного времени Алексея Столыпина. Все годы Великой Отечественной войны Столыпин находился в действующей армии. Служил начальником артснабжения 209-го стрелкового полка 162-й стрелковой Краснознаменной дивизии 13-й армии 1-го Украинского фронта. 6 сентября 1944 года был награжден Орденом Красной звезды. 9 мая 1945 года Столыпин был награжден медалью «За победу над Германией». Демобилизовался 13 августа 1946 года.
С фронта Алексей Столыпин вернулся без левой руки. В 1946 году в Москве дальневосточнику и золотодобытчику дали новое направление – Якутия, Алдан, трест «Якутзолото». 8 октября 1946 года он получил назначение начальником Учурского поискового управления треста «Якутзолото». Здесь он жил вместе с супругой Александрой Николаевной, позже здесь, в Якутии, родились две их дочери.
Тем временем, в Южной Якутии разворачивало работу Читинское геологическое управление. В 1951 году был открыт угольный пласт «Пятиметровый» Нерюнгринского месторождения. В 1952 году была основана Южно-Якутская комплексная экспедиция (ЮЯКЭ). Тогда же в приказе Читинского геологического управления впервые промелькнуло слово «Нерунгра». Так назвали посёлок геологов на берегу одноименной речки.
В ЮЯКЭ Алексей Столыпин был назначен прорабом горных работ. 17 марта 1954 года его перевели с золотодобычи на угольные месторождения. В 1954 году в тресте «Якутзолото» был образован участок «Угольный» - будущая Чульманская шахта. 1 марта 1956 года Алексей Столыпин был назначен начальником этого участка. 3 сентября 1963 года начались вскрышные работы на участке «Нерюнгра». С 1 ноября 1964 года здесь началась открытая добыча. 1 января 1965 года первым начальником участка «Нерюнгра» - Малого разреза был назначен Алексей Евлампьевич Столыпин.
С этих событий фактически начинался будущий город Нерюнгри.
Начиная ещё с 1962 года, эксплуатационники и строители шахты вместе с геологами ЮЯКЭ готовили будущие полигоны для открытой добычи угля на Нерюнгринском угольном разрезе. Жилья здесь практически не было. Шахтеры либо селились в общежитии, либо возвращались к себе домой, в поселок Угольный на ночь, а чаще – на выходные.
Поселок Нерунгра был соединен с Амуро-Якутской автомагистралью грунтовой дорогой. Мостов через реки не было. Зимой добываемый на участке уголь вывозился через замерзший Чульман на противоположный берег, где складировался на «Весовой», откуда далее вывозился потребителям.
Поселок Угольный с поселком Нерунгра разделяли не только бездорожье, особенно тягостное весной и летом, но и опасные переправы через реки Беркакит, Омули и Чульман. Во время ежегодного паводка временные бревенчатые мосты то и дело смывало водой. Груз по малой воде перевозили машинами вброд. При большой воде машины перетягивались тракторами или ждали на берегу окончания паводка.
Для пешеходов существовала лодочная переправа. Людей переправляли через реки на лодке с помощью троса. В таких условиях большая трагедия рано или поздно могла произойти.
В конце весны и начале лета 1966 года половодье на реке Чульман было особенно сильным. К тому же часто шли дожди. 6 июня при переправе через реку Чульман лодка с девятью пассажирами перевернулась. В бурной ледяной воде, при страшном течении, из перевернувшейся лодки смогли выбраться только четыре человека. Пятеро, включая Столыпина, погибли.
Участники экспедиции Александра Кошукова нашли воспоминания очевидцев этой трагедии. Одним из выживших в той роковой лодке был экскаваторщик угольного разреза «Нерюнгринский» Юрий Сергеевич Безруков. «Я в то время работал на участке сварщиком. Утром 6 июня 1966 года вместе со Столыпиным, механиком Ахметшиным, бульдозеристом Голубом, молодым парнем Южаковым (кем он работал, уже не помню) мы поехали на Угольную. День там отработали и вечером возвращались домой. В это время пошел сильный дождь, даже не дождь, а ливень. На машине мы уже не смогли переехать через речку Беркакит, так она разлилась. Переправляться пришлось на грейдере, у которого моторная часть выше, чем у автомобиля. После переправы к нам присоединился грейдерист Юркин. Моста тогда через Чульман не было, а был натянутый между берегами трос, по которому ходила лодка. Вода в реке поднялась, течение было очень сильным, но мы все же решили переправляться на тот берег, очень торопились домой. В лодку сели девять человек: я, Столыпин, Ахметшин, Южаков, Юркин, Голуб и семья Корниковых − муж с женой и пятилетняя дочка. Когда выбрались на середину реки, лодка носом ушла под воду, и нас тут же всех с нее смыло. Вода была ледяная. Первая мысль у меня была: плыть назад к берегу, там мельче. До сих пор у меня в ушах голос пятилетней девочки: «Папа, спаси меня!». Но сделать мы ничего не могли. Потом мы узнали, что Южаков поплыл на тот берег, и его вытащили рыбаки», - рассказал Юрий Безруков.
Рассказывает Раиса Петровна Дрондрова: «Случилось это 6 июня. Дату я помню хорошо, так как Корниковы были нашей родней − глава семьи приходился двоюродным братом моему покойному мужу. Хорошо помню, что Столыпина, невестку и девочку нашли только на двенадцатый день, примерно за двести километров, под Алданом. Голуба и семью Корниковых похоронили в районе нынешней первой автобазы, а Столыпина решили похоронить на берегу Чульмана».
Могила ветерана Великой Отечественной войны Алексея Столыпина много лет представляла собой типичную «братскую могилу» - голубой памятник с красной звездой на верхушке. За ней ухаживали горняки и школьники. 28 января 1999 года вышло распоряжение администрации города Нерюнгри «Об увековечении памяти первого начальника участка открытых горных работ шахты «Чульманская» Столыпина». В День Шахтера 27 августа 1999 года на месте могилы Алексея Столыпина был торжественно открыт знакомый всем сегодняшним нерюнгринцам большой памятник из чугуна и габбро-диорита.
Еще через год, в 2000-м, перед могилой Алексея Столыпина установили 12-метровую мемориальную стелу в виде простертых вверх рук, держащих колокол. Стела была изготовлена комплексной бригадой сварочно-заготовительного цеха Нерюнгринского РМЗ под руководством Анатолия Корсакова, колокол отлит в Воронеже. На плите написано: «Основоположникам Южно-Якутского угольного комплекса». На другой стороне плиты: «Вам мечтавшим, вам воплощавшим, вам недожившим, от нас с вами жившим».
Место захоронения еще четверых человек из «роковой лодки» долгое время знали только их родные, которых разыскали участники экспедиции Александра Кошукова. Они рассказали, что жертвы трагедии были похоронены на первом в поселке Нерюнгра старом небольшом кладбище. Кладбище было (и остается сегодня!) на левом берегу реки Чульман, недалеко от места, где позже будет построена автобаза №1 комбината «Якутуглестрой».
Не без труда, и не сразу - но участники историко-краеведческой экспедиции все-таки нашли это кладбище, как и стоящие рядом друг с другом могилы четверых человек, погибших в тот роковой день. Захоронение супругов Корниковых, похороненных вместе с дочерью, как и Петра Голуба, внешне похоже на первое захоронение Алексея Столыпина. Такие же памятники голубого цвета с красными звездами и старыми выцветшими, но до сих пор сохранившимися фотографиями.
Первое кладбище Нерюнгри очень хорошо сохранилось, и, хотя новых захоронений здесь нет, потомки похороненных здесь первостроителей регулярно посещают его.
Кладбище расположено на высокой сопке, в районе бывшей крупной автобазы. Могилы погибших при переправе через реку Чульман в июне 1966 года стали первыми захоронениями в быстро растущем Нерюнгри. В феврале 1972 года поселение геологов и шахтеров получило статус рабочего поселка. В 1975 году началось строительство большого города.
Очевидно, что первое нерюнгринское кладбище, на котором похоронены многие герои-первопроходцы, достойно того, чтобы получить статус мемориала, аналогичного мемориалу Алексея Столыпина. Руководитель историко-краеведческой экспедиции Александр Кошуков выступил с инициативой не только благоустройства этого кладбища, установки здесь общего памятника, но и придания ему статуса объекта культурно-исторического наследия муниципального или республиканского значения. Об этом мы расскажем в следующих частях «Дневников историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова».
(продолжение следует)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2