Неизвестные тайны закрытой воинской части на юге Якутии узнали участники историко-краеведческой экспедиции по Нерюнгринскому району, которую организовал краевед и основатель музея «Мир времени» Александр Кошуков. Старейшие жители села Иенгра рассказали, что в 60-е годы ХХ века на высокой сопке севернее поселка Нагорный находилась воинская радиотехническая часть ПВО СССР, на которую возлагалось раннее обнаружение авиации противника.
В этом месте до сих пор должны были сохраниться остатки радиолокационных станций и других сооружений, которые использовались в системах советской противовоздушной обороны.
Разумеется, этой воинской части ПВО СССР давно уже нет, но попытаться найти её следы, конечно же, стоило.
Участникам экспедиции удалось найти в Иенгре человека, который во время службы в армии своими руками строил эту воинскую часть. Это один из старейших жителей села Вячеслав Александрович Томтосов, которому сейчас 77 лет. Он стал проводником экспедиции, и в один из летних дней 2024 года участники экспедиции отправились на крайний юг Якутии, чтобы найти следы той самой воинской части.
Вячеслав Томтосов – один из самых интересных жителей Нерюнгринского района. Он родился 5 сентября 1947 года в Томпонском районе Якутии. После окончания школы, поехал по комсомольской путевке работать в Мирный и Удачный. В 1966 году был призван в армию. Служил в инженерных войсках на территории нынешнего Нерюнгринского района, когда самый южный район Якутии был еще Алданским. После армии работал в Оленекском районе на Крайнем Севере. В 1983 году был направлен в Оймяконский район на партийную работу. Стать директором совхоза «Золотинка» в Иенгре ему предлагал еще будущий первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев, но с первого раза Вячеслава Томтосова директором не утвердили. Впрочем, Нерюнгри от него никуда не делся. После разговора с известным каждому нерюнгринцу секретарем парткома «Якутуглестроя» Виктором Михайловичем Кравченко, именем которого теперь названа улица в Нерюнгри, Вячеслав Томтосов был приглашен в новый строящийся город на юге Якутии. В конце 80-х он семь лет работал в «Якутуглестрое», а потом еще 13 лет, до 2002 года, был директором совхоза «Золотинка». После выхода на пенсию, так и остался жить в Иенгре, где живет уже 35 лет.
Так причудливо «закольцевалась» судьба: в конце 60-х паренек из Охотского Перевоза строил воинскую часть в Нагорном, а через много лет стал постоянным жителем Иенгры. В армию Вячеслава Томтосова призывали на три года. Это было как раз то время реформы, когда срок службы в Советской Армии сократился с трех лет до двух. Так что отслужил он два года и восемь месяцев. Но как раз в это время была построена та самая, воинская часть ПВО СССР в Нерюнгринском районе, которая почти четверть века защищала Якутию и весь Советский Союз от угроз нападений. Большой южный сосед беспокоил тогда нередко, одни только события на острове Даманский в 1969 году чего стоят.
Дорога, к сожалению, не сохранилась, подниматься по сопке пришлось через тайгу. Вооружившись от нападения медведей шумными петардами и прочим «оружием», некоторое время пробирались по пересеченной местности. Когда участники экспедиции дошли до вершины, поняли, что надо вернуться назад, на склон той же сопки с другой стороны.
Воинская часть, как и полагается подразделению противовоздушной обороны, располагалась почти на верхней точке сопки, и в тоже время скрывалась от посторонних глаз в достаточно глухих зарослях тальника, который за многие годы, прошедшие со дня закрытия части, стал еще выше и гуще.
Стало ясно, что военная часть со всеми сопутствующими ей компонентами – локаторами, зенитными орудиями, радиотехническими средствами – стояла на южном склоне сопки. Снизу на юг располагается река Тимптон, разделяющая Якутию и Амурскую область. Слева – федеральная автомобильная трасса «Лена». В казармах, остатки которых сегодня обнаружили участники экспедиции, располагалось до 50 солдат и офицеров. Место для наблюдения за небом – прекрасное.
Во время службы ребята рассказывали Вячеславу Томтосову, что видят даже те самолеты, которые взлетают в Китае за 1000 километров от этого места.
Относительно хорошая в свое время дорога, сегодня густо заросла тальником и другими кустами. К тому месту, где раньше находились строения военной части, пришлось медленно пробираться через настоящие «джунгли». То и дело натыкались на следы медведей, которые раскапывают норки бурундуков.
Когда, пройдя по сохранившейся неприметной дороге, мы нашли, наконец, нужное направление, интересные находки не заставили себя ждать. Первую находку участники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова распознали на месте достаточно быстро. Несмотря на густые заросли тальника и толстый слой мха, замаскированный в земле бункер глубиной четыре метра, предназначенный для размещения радиолокационного оборудования, прекрасно сохранился. Рядом нашли второй такой же бункер.
Осыпавшиеся кирпичи из остатков фундамента, железная тачка для перевозки стройматериалов с оторванным колесом, металлическая печка, старое эмалированное ведро, сломанный умывальник, котелок зеленого цвета с ручкой, металлическая банка в земле - всё говорило о том, что именно на этом месте стояли казармы, и располагалась воинская часть.
Чуть подальше нашли согнутые и проржавевшие части от радиолокационной станции и остатки фундамента, на котором она была установлена, катушки от проводов с их обрывками, полевой кабель, остатки колючей проволоки. И это только на поверхности земли!
Наверняка, если тщательно поработать на этом месте металлоискателем, то можно найти еще немало интересного. Наверняка, многие из возможных находок были пропущены. Поэтому в следующем году участники историко-краеведческой экспедиции планируют вернуться на это место для более полного изучения секретов закрытой воинской части. Возможно, некоторые затерянные находки удастся переместить в нерюнгринский музей Александра Кошукова.
Там же нашли большой спортивный городок – турники и гимнастические бревна в прекрасном состоянии. На них хоть сегодня можно заниматься, хотя местами мешают заросли тальника. Этот «северный бамбук» растет стремительно и густо, имеет высоту до шести метров, заполняя собой все свободное пространство.
Щитовым зданиям казарм повезло меньше – от них остался только фундамент. Впрочем, и его легко различить в этих густых зарослях. Если включить немного воображения, вся картина бывшей воинской части встает перед глазами как реальная.
Выход с территории – отдельная глава приключений экспедиции. Никакого забора вокруг воинской части, конечно, давно нет. Дорога, по которой шли сюда, давно потерялась в густых зарослях. После выхода на открытое место, с высокой сопки видим внизу слева автомобильную дорогу Нерюнгри - Тында, справа - реку Тимптон.
Несмотря на то, что до дороги не так уж далеко, спуск – то по мягкому ненадежному мху, то по суровым жестким камням, через множество крохотных ручейков, занимает достаточно много времени. Но рано или поздно мы снова на твердой ровной дороге.
Впрочем, успокаиваться рано. Забытое всеми место, где когда-то располагалась советская воинская часть ПВО, хранит еще немало интересного. Надеемся побывать здесь ещё.
Кроме того, где-то совсем недалеко, возле железной дороги спряталась еще одна бывшая воинская часть, созданная для охраны Нагорнинского тоннеля, она громко прогремела на весь мир событиями 7 июля 1991 года, когда двое военнослужащих расстреляли одиннадцать своих бывших товарищей, скрылись на проходящем товарном поезде, вышли в Беркаките, спрятались там в жилом массиве, где в итоге были ликвидированы группой спецназа. Мы побываем в местах, где произошли все эти события и подробно расскажем о них в одном из следующих выпусков «Дневников нерюнгринской экспедиции Александра Кошукова».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2
Моё детство прошло на ст.Нагорная,куда очень часто приезжали военнослужащие данной части в наш поселковый магазин,а также приглашались на школьные линейки и другие общественные мероприятия.
Также была ещё одна воинская часть в данном районе,внутренние войска осуществляли охрану железнодорожных объектов тоннеля Нагорный и ж.д.моста через р.Иенгра.