Личный состав 128-го БАП на фоне самолета Пе-2. Фото 1943 г.
Боевые вылеты, повлекшие за собой большие потери в ВВС РККА, порой разбирались на всех уровнях: от полкового до армейского. Разумеется, это практиковалось не везде и не всегда, но в 16-й Воздушной армии, все же, старались разбирать случаи вопиющих неудач. Одно из таких разбирательств последовало после неудачного боевого вылета группы в 13 самолетов Пе-2 128-го бомбардировочного полка в разгар Курской битвы – 5 августа 1943 г. Вылет сложился неудачно и принес потери: истребители люфтваффе, практически беспрепятственно, сбили 5 советских бомбардировщиков. Обстоятельства расследования были подробно описаны в записке командующему 3-му бомбардировочному авиакорпусу от 21 августа 1943 г.
Шишлянников Михаил Яковлевич.
Погибшая группа советских бомбардировщиков принадлежала 128-му Калининскому БАП, ведущим группы был капитан Михаил Яковлевич Шишлянников. Группа входила в состав формации из 13 бомбовозов того же полка под общим руководством Героя Советского Союза капитана Николая Степановича Мусинского. Боевое построение машин выглядело следующим образом: 8 Пе-2 в строю клин звеньев Мусинского, и на дистанции 150-200 м группа в 5 Пе-2 Шишлянникова. Во время прохода над аэродромами своих истребителей, обе группы получили прикрытие в лице истребителей 1-й ГИАД (по 6 и 4 машины соответственно). Трагические события случились после пересечения линии фронта, когда группа Шишлянникова по неизвестным причинам отстала от основной формации бомбардировщиков. Расстояние между обеими советскими группами увеличилось со 200 до 600 м, что позволило истребителям противника нарушить огневое взаимодействие между экипажами 128-го БАП.
Мусинский Николай Степанович.
Тем не менее, обе группы вышли к цели, но первый заход оказался «холостым» т.е. без сброса бомб, так как над целью была плохая видимость. Во время второго захода зенитная артиллерия немцев открыла плотный огонь, отмечалось до 15-20 разрывов одновременно. Не смотря на бешеный огонь с земли, экипажи сбросили бомбы по цели, но прямым попаданием зенитного снаряда была пробита плоскость у бомбардировщика Шишлянникова, однако летчик удержал машину, продолжив полет. В это время на советские самолеты обрушились истребители ФВ-190. Это были «фокке-вульфы» из I/JG-51 «Мельдерс». Первым под удар попал Пе-2 младшего лейтенанта Сунского, при этом воздушный стрелок его экипажа – старшина Стукач заявил 1 ФВ-190 сбитым. Но второй «фоккер» по очереди уничтожил оба мотора бомбардировщика, после чего экипаж «пешки» по команде командира успешно покинул обреченную машину с парашютами. Затем «Мельдерсы» атаковали уже поврежденный зенитками Пе-2 младшего лейтенанта Семенова, и с одной атаки подожгли его. Пролетев еще 5-6 км на горящем самолете, Семенов дал команду экипажу прыгать, что и было выполнено. А бойня тем временем продолжалась: теперь «фоккеры» перенесли удар на самолет ведущего: пулемет штурмана Лебедева молчал, возможно тот был убит или тяжело ранен, пользуясь этим, ФВ-190 практически в упор расстреляли бомбардировщик. Одновременно был поражен и Пе-2 старшего лейтенанта Брагилевского. Последним был сбит бомбардировщик младшего лейтенанта Токарева. Из всех экипажей к своим выбрались только два человека: старшина Стукач и летчик младший лейтенант Семенов. Остальные либо погибли, либо пропали без вести.
Выдержка из ЖБД 241-й БАД.
Рассматривая события этого побоища, хочется спросить, а чем все это время занималось истребительное прикрытие, состоящее из «Яков» и «Аэрокобр» 1-й ГИАД? ЖБД 241-й бомбардировочной авиадивизии, в которую входил 128-й ГБАП, без прикрас свидетельствует: «Истребители 1-й ГИАД, в следствие плохой организации встречи и взаимодействия, оставили одну группу Пе-2 без прикрытия, что привело к невыполнению задания». Остается так же отметить, что противники советских летчиков – пилоты из I/JG-51 заявили 6 побед над самолетами Пе-2, практически не завысив свои успехи. Причем, среди заявителей нет ни одного именитого аса. И главный вопрос: понес ли кто -либо ответственность за потери в технике и личном составе? Увы, имеющиеся документы не дают ответа на этот вопрос…
Источники:
ЦАМО. Ф. 20222. Оп. 0000001. Д. 0038. Записка по обстоятельствам гибели экипажей 128-го ГБАП от 21 августа 1943 г.
ЦАМО. Ф. 20222. Оп. 1. Д. 34. Журнал боевых действий 241-й БАД за 1943 - 1944 г.
Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists.
И разница - есть, огромная... В одном случае, пилоты хотят побеждать и готовы для этого на всё. В другом, пилотов интересуют только они сами, для этого позволяют себе всё.
летчики с Пе-2 свою задачу выполнили, а пилоты Мельдерса - если их задача была не допустить бомбежки - нет. Наши истребители задачу прикрытия второй группы Петляковых не выполнили - именно это и разбирал штаб ВА.
приятель опечатка -о грамотности не факт я ни когда не возвращаюсь к опечаткам что бы показать"грамотность...в данном случае можно говорить ну скажем о аккуратности- при посыле текста
Вот только "небольшая" заковыка:в составе 241 БАД НИКОГДА не было 128 гбап,а был просто 128 бап,входивший в состав дивизии на всей протяжении войны вместе с 24 и779 бап.А 128 гбап,205 бап до присвоения звания гвардейского,был в составе 5 ГБАД
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 15
Доказано - войной.
В одном случае, пилоты хотят побеждать и готовы для этого на всё.
В другом, пилотов интересуют только они сами, для этого позволяют себе всё.