Лётчик Кулаков Иван Андреевич в кабине истребителя Як-9 86-го ГИАП.
Мосты для авиации Второй мировой воны - цель не самая легкая. Особенно, если данные цели надежно прикрыты зенитной артиллерией и нарядами истребителей. Но, так как мосты зачастую имели стратегически важное значение, пробиваться к ним все равно приходилось. Вот и весной 1943 г., не смотря на ряд сокрушительных поражений на Восточном фронте, люфтваффе спешно восстанавливали силы, и в районе Ленинграда предприняли серию налетов на волховский мост. Налеты строились из тактики применения крупных формаций бомбардировщиков в 50-70 машин, сочетая удары с горизонтального полета бомбовозами типа «Хейнкель-111» с бомбометанием с пикирования самолетами «Юнкерс-87». Для этого силы у 1-го воздушного флота силы имелись скромные: 77 бомбовозов «Хейнкель-111» Н-6 и Н-14 из KG-53, а также 30 Ю-87D-3 из I\Stg-5. При этом истребительные части ВВС РККА получили подкрепление в лице 240-й истребительной авиадивизии полковника Георгия Васильевича Зимина. В состав дивизии вошли: 156-й ИАП, 630-й ИАП ПВО и 86-й ГИАП.
Георгий Васильевич Зимин. Послевоенное фото.
Весной на этом участке фронта новой целью люфтваффе был выбран Волхов. Особенно противника интересовали ж/д станции Волховстрой -1 и Волховстрой-2, волховская гидроэлектростанция, теплоэлектростанция, да и в целом, сам железнодорожный мост. Объекты прикрывались восьмью зенитными дивизионами, что должно было пресечь прицельное бомбометание противника. Начиная с 13 мая 1943 г. бомбовозы люфтваффе наносили удары по выбранным объектам, совершив три налета. Но ночные удары, хоть и принесли массу разрушений, не привели к общему коллапсу советских перевозок, поэтому было решено провести большой дневной налет. Таким образом, мы подошли к событиям 1 июня 1943 г., когда враг провел групповой налет на волховский мост. Обратимся к журналу боевых действий 106-й истребительной авиадивизии ПВО: «Получив сообщение по «Редут» о движении самолетов противника, в 05:18 с аэродрома Плеханово поднялась группа Як-7Б в 4 самолета из 630-го ИАП. Ведущий группы – лейтенант Михайлов, ведомые – младший лейтенант Журавлев, Прокопенков и Лебедев. В 05:21 поднялась группа Ла-5 из 147-го ГИАП, ведущий – капитан Цибулькин». Истребителей Ла-5 вылетело пять машин. По какой -то причине один советский летчик шел без пары.
Василий Владимирович Прокопенков.
Журавлев Петр Евсеевич.
Лебедев Григорий Иосифович.
Набрав высоту в 3 тыс. метров, советская группа построилась следующим образом: Ла-5 – ударная группа, Як-7Б – прикрывающая. В 05:33 над болотами юго – западнее Волхова появилась первая группа из18 вражеских бомбардировщиков в сопровождении истребителей ФВ-190. Советские истребители пошли в атаку, но случилось непредвиденное: ударные и прикрывающие группы смешались, вместе атакуя бомбардировщики, когда их, в свою очередь, атаковали «фокке -вульфы» из JG-54 и 7/JG-26. Бой получился упорный, продолжаясь 40 минут! Пробиться к бомбовозам не удалось, а потери были понесены ощутимые: 630-й ИАП потерял четыре своих истребителя Як-7Б вылетевших на задание, а трое его летчиков – младшие лейтенанты Журавлев, Прокопенков и Лебедев пропали без вести. Кроме того, два Ла-5 из 147-го ГИАП были подбиты, но смогли дотянуть до своего аэродрома. Не избежал потерь 156-й ИАП, лишившийся одного ЛаГГ-3. А подоспевший к месту боя 86-й ГИАП потерял Як-7Б гвардии капитана Григория Ходакова. Летчик, имевший 5 личных и две групповые победы, погиб. У немцев отличился обер – лейтенант Вальтер Новотны, заявивший две победы над ЛаГГ-5 и ЛаГГ-3 в 04:55 и 05:20 соответственно. Всего пилоты люфтваффе заявили восемь побед, практически не завысив свои успехи.
Вальтер Новотны.
Тем временем, к цели подошли еще две группы «Хейнкелей», которые сбросили свой бомбовый груз с высоты 5700 метров. Последним аккордом в первой фазе налета, который в советских отчетах окрестили «звездным», стал удар 20 пикировщиков Ю-87. Теперь им могли помешать только зенитчики, выпустившие по противнику в этот день 3000 снарядов. По итогам первого удара были повреждены две вертикальные упорные стойки фермы металлического железнодорожного моста, а также разрушено два пролета деревянного железнодорожного моста – дублера. Интересно, что в отчетных схемах советской стороны указано, что в ударах принимали участие самолеты Ю-88 и Ме-110, что в реальности, было не так.
Схема налета авиации противника 1 июня 1943 г.
Но на этом испытания для защитников волховского моста не закончились. В 16:30 станция «Редут» вновь засекла многочисленные цели, идущие с юго – запада в сторону Волхова. Командование 240-й ИАД подняло в воздух дежурные группы из 86-го ГИАП и 156-го ИАП. Так в бой ушла шестерка Як-7Б 86-го ГИАП во главе с гвардии капитаном Анатолием Зазаевым. Группа у наших летчиков была опытная – все ведущие имели боевой опыт. Однако над Шумами «Яки» полка были втянуты в продолжительный бой (в отчете говорится о 35 минутах!) с ФВ-190 из JG-54. Схватка продолжалась упорная, как на виражах, так и на вертикалях. Несмотря на то, что все ведущие советских пар имели опыт, в бою группа распалась, утратив взаимодействие, что тут же сказалось на результате боя. Пропал без вести гвардии капитан Андрей Манов, затем был подбит и, дотянув до аэродрома посадил на «живот» свой истребитель, ведомый Зазаева – младший лейтенант Манулин. Он потерял своего ведущего из вида, когда немцам удалось разделить их пару. В завершении всех бед пилоты люфтваффе подловили младшего лейтенанта Марченко, Як-7Б которого был сбит, а сам он погиб. Немцы тоже не ушли без потерь: ФВ-190 из 1/ JG-54 (борт. № 147119) унтер – офицера Эрнста Рихтера был подбит, но, дотянув до аэродрома Мга, сел на вынужденную.
Анатолий Васильевич Зазаев.
Всего немцы заявили в этом бою о шести победах, опять отличился Новотны, но насей раз завышение результатов очевидное. И именно Новотны и завысил результат: по месту его заявок можно предположить, что он смог лишь повредить «Як» Манулина, который постоянно уходя от атак ФВ-190, смог оторваться. Выходит, молодой летчик смог выстоять в бою с Новотны. Остальные победы немецкого аса в этой схватке так и остались только на бумаге. Однако пока шел бой между истребителями, вражеские бомбовозы вновь прорвались к цели. Им пытались помешать летчики из 156-го ИАП, но не справились с задачей. В итоге люфты отбомбились по цели, а за первой группой пришла вторая волна «Хенкелей», за которыми появились Ю-87. В этом налете был поврежден один бомбовоз «Хейнкель-111» (борт. № 8500), но смог дотянуть до базы. В этом налете волховский мост получил еще три попадания. Увы, советским летчикам не удалось в этот день успешно противостоять налетам врага, но и немцы не смогли надолго вывести из строя мост – героическими усилиями инженерных войск РККА он вскоре был введен в действе.
Источники и литература:
ЦАМО. Ф. 20157. Оп. 1. Д. 30. Журнал боевых действий 106-й авиадивизии ПВО.
ЦАМО. Ф. 22211. Оп. 0213590с. Д. 0002. Журнал боевых действий 86-го ГИАП за 1942 – 1944 гг.
ЦАМО. Ф. 20157. Оп. 1. Д. 7. Журнал боевых действий 147-го ГИАП 106-й ИАД ПВО.
Дегтев Д.М. Воздушная битва за Ленинград 1941 – 1944 гг. Москва 2023 г.
Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists.
Фото советских летчиков с сайта: https://ava.org.ru
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1