Первый период Великой Отечественной войны был сопряжен с большими трудностями становления и развития ВВС РККА. Многое приходилось постигать в боях, а за свои «открытия» нередко расплачиваться кровью. Говорят, что уставы написаны именно ею, а не казенными чернилами. Вот и тактика, как и умения советских летчиков, записывались в кровавый букварь войны ежедневно. На дворе стояло второе военное лето – шел июль 1942 г. Очень тяжелое время сражений на Дону, форсировав который противник устремился дальше на юг. Воздушные бои участились, враг рвался к Воронежу, а в небе непрерывно охотились «мессершмитты» из JG-3 «Удет».
Ме-109 F-4 III-й группы "Удет".
Одной из истребительных частей, которая противостояла натиску люфтваффе в небе над донскими степями, была 207-я истребительная авиадивизия (207-я ИАД). В ее состав входили следующие полки: 176-й ИАП, 866-й ИАП и 737-й ИАП. Именно с последним полком и приключилось военное несчастье – погиб его командир. Вообще, стоит отметить, что все три полка были вооружены разными моделями истребителей: Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3, что создавало свои трудности взаимодействия между подразделениями. Но, воевали на том, что было. Конкретно 737-й воевал на «ЛаГГах». Трагические для полка события произошли 12 июля 1942 г. В этот день перед 207-й ИАД были поставлены следующие задачи: «В течении дня вести разведку войск противника, его переправ через реку Дон, прикрывать свои войска в районе Подклетная – Отрожка. Парой сопровождать самолет «Дуглас»». Чем же занимался 737-й ИАП? Как гласит цитируемый ЖБД дивизии, экипажи полка в течение дня вели разведку переправ и прикрывали свои наземные войска. На такое задание и вылетела группа ЛаГГ-3, которую возглавлял лично командир полка – подполковник Анатолий Спиридонович Мазуркевич. Это был довольно опытный воин. В наградном листе о представлении его к ордену Красного Знамени отмечается, что он сражался с оккупантами с первого дня вторжения. Летал на И-16, совершил много вылетов на штурмовку живой силы противника.
Анатолий Спиридонович Мазуркевич.
В 18:00 по Москве во время патрулирования над своими войсками севернее Воронежа, группа «ЛаГГов», из -за облачности была атакована группой Ме-109, в результате чего истребитель командира полка был сбит, а сам он погиб. Да, гибель командира полка в условиях той войны на самом деле не редкость, но все же – явление не каждодневное. Кроме того, потери понес и «братский» 866-й ИАП. В районе Воронежа, как сообщают документы, четверка «Яков», опять же из – за облачности, была атакована «мессершмиттами». В итоге сбито два Як-1, пилоты которых – Синьков и Пантюхин числятся «не вернувшимися с боевого задания». От противника, эскадры «Удет», есть заявки, которые оставил ее будущий командир – гауптман Вольф-Дитрих Вильке, который заявил два ЛаГГ-3 в 16:50 и 16:57. Это и есть два «Яка» из 866-го ИАП. Что касается Мазуркевича, то по времени заявки Вильке не бьются, поэтому пока трудно установить автора победы над ним. Любопытно, что отчет о боевой работе дивизии намного пространнее описывает эти события. Процитируем: «12.07. четыре ЛаГГ-3 и два Як-1 при ведущем командире полка – подполковнике Мазуркевиче в районе Отрожка на высоте 2 тыс. м внезапно были атакована тремя Ме-109. Группа рассыпалась, и стала уходить в беспорядке на свою территорию». Кстати, пусть вас не смущает, что приводятся разные места схватки – от Воронежа до Отрожки не более 11 км. Здесь уже вырисовывается несколько иная картина: подчиненные Мазуркевича буквально оставили своего командира, спешно покинув поле боя.
Вольф-Дитрих Вильке.
Гибель опытного Мазуркевича и прочие недостатки в работе дивизии способствовали появлению на свет того самого, выше приведенного критического обзора боевой работы 207-й ИАД. В обзоре перечислено многое, остановимся на главном: «1. Неумение противопоставить массированный удар группы даже при численном превосходстве наших истребителей. 2. Неумение вести бой в группе – при первой атаке истребителей противника группа рассыпается, и бой ведется одиночными экипажами. 3. Наличие боязни у некоторой части летного состава (имеется в виду боязни вступления в бой)». Интересно, что имели место и предложения. Предлагалось вводить в бой молодое пополнение постепенно, делая так, чтобы у н6их было время освоиться в воздушной обстановке, предлагалось также, сделать смешанный состав дивизии (истребители плюс штурмовики), чтобы отладить взаимодействие ударных машин с эскортом (это отчасти решится с появлением смешанных авиадивизий САД). Кроме того, важной боевой единицей оставалась «пара», и не просто из наспех набранных людей, а постоянных напарников. Иными словами, ВВС РККА еще предстояло многое преодолеть и многому научиться, чтобы стать сокрушительной силой уже в следующем году.
Источники:
ЦАМО. Ф. 20052. Оп. 0000001. Д. 0005. Отчет о боевой работе 207-й ИАД за июль 1942 г. ЦАМО. Ф. 20052. Оп. 1. Д. 4. Журнал боевых действий 207-й ИАД (11-ГВ. ИАД) за май-декабрь 1942 г. Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists.
Тактика немцев была такая , они летят выше , вдвоём падают на наши 6 , сбивают 2 , пролетают вниз и резко на скорости вверх , наши рассыпаются , немцы повторяют атаки , но уже парой мочат наших по одной
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4