«Летающие крепости» 8-й Воздушной Армии США над Европой.
Первые бои зимы - весны 1943 г.
В-17 из состава 8-й ВА перед сбросом бомб.
Уничтожение промышленной инфраструктуры воюющего противника – идея до боли привлекательная. После встречи глав правительств и начальников штабов союзников в Касабланке в январе 1943 г., было выработано несколько основных концепций «воздушного наступления» на Германию. Одним из важнейших решений являлись удары стратегическими бомбардировщиками по немецким верфям, на которых строились подводные лодки. Это снизило бы активность кригсмарине в Атлантике. Не менее важным оставался вопрос об уничтожении промышленных объектов в области Рура. Здесь были сконцентрированы заводы тяжелого машиностроения, металлургические предприятия, выпускавшие до 60% общего производства чугуна в Рейхе. Бомбардировочные группы 8-й Воздушной Армии США перебазировались на аэродромы туманного Альбиона, откуда им предстояло работать по промышленным объектам днем, тогда как Королевские ВВС Великобритании должны были действовать в ночное время, осуществляя, таким образом, на ПВО Германии оказывалось максимальное давление.
Бомбардировщики В-17 в полете.
Утром 27 января 1943 г. 53 бомбардировщика В-17, по другим данным, 55 В-17 и 9 В-24 «либерейтор» ВВС США, атаковали порт и верфи Вильгельмсхафена. Это был первый дневной рейд американцев, что положило начало новой фазы воздушной войны в небе над Европой. Нужно сказать, что для немцев данный налет оказался полной неожиданностью. ПВО Рейха буквально «проспали» удар «крепостей» по городу, так как в воздухе оказалось всего лишь несколько истребителей ФВ-190 из эскадры JG-1. Тем не менее, бой состоялся, и американцы лишились трех бомбовозов. Летчики люфтваффе впервые вели охоту на такую крупную добычу, поэтому не постеснялись заполнить анкеты на девять американских самолетов. Следующий удар 8-й Воздушной по объектам Германии состоялся 4 февраля, когда колонны В-17 атаковали порт Эмден. В этот день стояла морозная погода, поэтому инверсионные следы от бомбардировщиков тянулся на меньшей высоте, чем обычно. Это обстоятельство позволило обнаружить их раньше. По данным союзников, их атаковало 50 истребителей, в том числе были привлечены восемь Ме-110 из ночной эскадры NJG-1, которые заявили три победы над В-17. Эти летчики, по меткому выражению А. Галланда «привыкли летать как одинокие волки, нападая в одиночку, теперь же их действия ограничивались рамками боевого порядка в воздухе и атакой сомкнутым строем».
Пораженный и падающий В-17.
Всего немцы претендовали ровно на десять «летающих крепостей». Экие оптимисты Геринга! В действительности, потери 8-й Воздушной составили шесть бомбовозов. Немцы же потеряли в атаках по ним восемь своих истребителей, так как вооруженный «до зубов» «Боинг», летящий в плотной формации машин, цель очень сложная.
Истребитель ФВ-190 атакует В-17.
Затем, 16 февраля американцы решили, что они «могут повторить», и произвели налет на шлюзы, ведущие к базе подводных лодок в Сен – Назере на побережье Франции. Этот налет стоил восьми «летающих крепостей». Противниками была эскадра JG-2 «Рихтгофен». На этот раз летчики люфтваффе оценили свои успехи умеренно. В частности, отличился Йозеф Вурмхеллер, заваливший два «Боинга».
Йозеф Вурмхеллер.
Налеты продолжались. 26 числа американцы атаковали вновь Вильгельмсхафен. Не смотря на отчаянное сопротивление немцев, им удалось прорваться к городу, и сбросить бомбы на порт. За это было заплачена своя цена: в семь бомбовозов. Пилоты JG-1, отражавшие налет, не поскупились на заявки в 13 В-17 и В-24. Среди промышленных объектов Рейха, которые очень желали уничтожить союзники, был знаменитый французский завод «Рено». После оккупации Франции это предприятие исправно поставляло вермахту до 1500 грузовиков ежемесячно, поэтому 4 апреля 1943 г. колонны В-17 взяли курс на Париж. Эскорт из британских «Спитфайров» повернул обратно – запас горючего не позволял сопровождать бомбардировщики дальше, и свой опасный путь американцы проделали уже сами. В 14:14 «Боинги» были над целью, сбросив 255 тонн бомб. «Рено» был серьезно поврежден, но на обратном пути В-17 были атакованы истребителями люфтваффе, которые преследовали их до Руана. Там подоспели «Спитфайры», но все же, противнику удалось сбить четыре В-17. Немцы заявили ровно четыре «Боинга». Среди отличившихся был известный ас JG-2 «Рихтгофен» - Вальтер Оезау. Остальных заявили пилоты из JG-26.
Вальтер Оезау.
Тяжело пришлось американцам при налете на завод «Фокке – Вульф» в Бремене 17 апреля. Завод должны были бомбить 117 «крепостей». К городу прорвалось 107 машин, но истребители и зенитчики сбили 16 «Боингов». Таких крупных потерь 8-я Воздушная армия США над Западной Европой еще не имела. Таков был дебют тяжелых бомбовозов США в новой главе сражения в небе Европы. Вышел он довольно непростым и неоднозначным: не смотря на разрушения и утраты, большая часть германских предприятий продолжала работать, в тоже время, потери в дневных рейдах без плотного сопровождения истребителей, стали приводить к ощутимым потерям в бомбардировочных авиагруппах. Тем не менее, главное противоборство в небе Рейха было еще впереди.
Источники:
Брофи А. Военно-воздушные силы США. Москва. Воениздат. 1957 г. Широкорад А.Б. Разбомбить Европу. Москва. 2016 г. Галланд А. Первый и последний. Немецкие истребители на Западном фронте 1941 – 1945 гг. Москва. 2044 г. Алябьев А. Хроника воздушной войны. Стратегия и тактика. 1939–1945 гг. Москва. 2006 г. Donald Caldwell. The JG26 war diary. Vol. 2: 1943-1945. Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists. J.Foreman, J.Matthews, S.Parry. Night Fighter Combat Claims. - 2004.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев