Крупный латвийский город – порт Лиепая (ранее Либава), в период битвы за Прибалтику являлся крупнейшим пунктом снабжения группы армий «Север», а затем и Курляндской группировки немцев. Здесь были расположены крупные инфраструктурные узлы противника, его склады, ремонтные хабы и системы разгрузки крупных морских судов. Несомненно, для советской армейской авиации, а также морских летчиков Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) это были лакомые цели. С начала Прибалтийской наступательной операции налеты на Лиепаю стали регулярными. Об одном таком налете, произошедшем 16 сентября 1944 г. расскажем сегодня.
Василий Иванович Раков.
Пожалуй, главным источником освещения этого эпизода воздушной войны на Восточном фронте служит «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море, Ладожском и Чудском озерах. Выпуск 7.». Согласно ее, 16 сентября 1944 г. порт атаковали две ударных группы. Первая: 33 бомбардировщика Пе-2 из 12-го ГБАП ВВС КБФ – ведущий гвардии майор Лазарев под прикрытием 31 Як-9 21-го ИАП ВВС КБФ. Вторая группа была представлена 28 Пе-2, которых вел на цель сам командир 12-го ГБАП – гвардии полковник Раков. Василий Иванович Раков был легендой среди летчиков. Участник еще советско – финской войны, он пользовался безоговорочным уважением подчиненных, нередко лично водя их в бой. Эти бомбардировщики также прикрывались 21-м ИАПом в составе 30 Як-9. Не сложно заметить, что по базе в этот день работали морские летчики, а эскорт у «пешек» был более, чем солидным. По времени нанесения ударов разброс между двумя группами большой: первая бомбардировала цели в 10: 32 – 10:36, а вторая – в 17:55 – 18:02. Подойдя к цели (в источнике порт именуется по-старому – Либава), Пе-2 с пикирования обрушились на стоявшие там транспорты. Указывается, что было сброшено 140 ФАБ-250 и 28 ФАБ-100. По данным аэрофотосъемки, было потоплено два транспорта. Один оценивался в 5 тыс. тонн, второй в 1500 тонн. Кроме того, в актив подчиненных Ракова вошли три подводных лодки и повреждение двух транспортов по 8 и 6 тыс. тонн соответственно. Было разрушено два пирса и сожжено четыре портовых склада.
Пе-2 из 12-го ГБАП атакует морские цели.
Однако за эти успехи пришлось заплатить свою цену. Зенитной артиллерией врага был сбит один Пе-2. А затем над целью разгорелся крупный воздушный бой с истребителями люфтваффе. Летчики 21-го ИАП КБФ как могли защищали своих подопечных, немцам удалось пробиться к бомбардировщикам, в результате чего было сбито семь Пе-2. Расклад потерь по 12-му ГБАП в этом вылете выглядит так: «Пе-2» (экипаж гвардии старшего лейтенанта Цейн А.А.) – сбит ЗА. «Пе-2» (экипаж гвардии старшего лейтенанта Ржевского П.И) - сбит истребителем. «Пе-2» (экипаж гвардии младшего лейтенанта Орлова М.В.) - сбит истребителем. «Пе-2» (экипаж гвардии младшего лейтенанта Чиркова Е.А.) - сбит истребителем. «Пе-2» (экипаж гвардии младшего лейтенанта Гусева А.В.) - сбит истребителем. «Пе-2» (экипаж гвардии младшего лейтенанта Пишикина А.М.) - сбит истребителем. «Пе-2» (экипаж гвардии младшего лейтенанта Бомбина А.П.) - сбит истребителем. «Пе-2» (экипаж гвардии младшего лейтенанта Колодочки В.В.) - сбит истребителем.
Петр Ильич Ржевский.
Судя по заявкам немцев, атакующие колонны Пе-2 попали под удар III./JG 51 «Мельдерс», «мессершмитты» которой смогли прорваться через заслон «яков». Немцы практически точно оценили свои успехи в восемь Пе-2. Особенно отличился фельдфебель Иоахим Бассерт, записавший на свой счет три бомбардировщика. Интересно, что в «Хронике» в качестве нападавших заявлены ФВ-190, но это были Ме-109, так как «Мельдерсы» на Востоке были перевооружены снова с «фоккеров» на «мессеры» варианта G-6 весной 1944 г.
Ме-109 G-6 из III -й группы JG-51.
Тяжело пришлось и «якам». Пилоты «Мельдерсов» нанесли серьезные потери полку. Скорее всего, судя по разным по времени заявкам противника, это потери в двух боях. Всего 21-й ИАП в этот день лишился восьми Як-9. Расклад по потерям полка выглядит так: «Як-9» (старший лейтенант Макаров Е.В.) – сбит истребителем. «Як-9» (старший лейтенант Тачаев А.Я.) – сбит истребителем. «Як-9» (лейтенант Антонов Н.Г.) – сбит истребителем. «Як-9» (младший лейтенант Астаев Б.А.) – сбит истребителем. «Як-9» (младший лейтенант Давыдов А.Е.) – сбит истребителем. «Як-9» (младший лейтенант Ляшевский Б.Д.) – сбит истребителем. «Як-9» (младший лейтенант Масалыгин В.А.) – сбит истребителем. «Як-9» (старший лейтенант Маслов Н.П.) –подбит истребителем. Вынужденная посадка.
Масалыгин Василий Алексеевич.
Важная ремарка: если среди экипажей бомбардировщиков были выжившие, затем освобожденные из плена после капитуляции курляндской группировки врага, то среди истребителей в этом бою выжил только Маслов. Причем один из летчиков, старший лейтенант Александр Яковлевич Тачаев, был награжден тремя орденами Красного Знамени. Ко всем бедам, в этих же вылетах были сбиты «мельдерсами» и два разведывательных Як-9 из 15-го ОРАП КБФ. Они должны были следом за ударными группами пройти и сфотографировать результат бомбометания. Их пилоты: лейтенант Чаговец Г.И. и лейтенант Шараков К.Н. погибли.
Летчики Агафонов А. и Серых Н. на фоне истребителей Як-9Д 21-го ИАП КБФ.
Бой с 21-м ИАП вели летчики также III./JG 51, заявившие десять Як-9 ( с учетом «яков» 15-го ОРАП), и совсем не завысив свои успехи. Особенно отличились сильные эксперты группы: лейтенант Антон Хафнер (три победы) и гауптман Гюнтер Шак (четыре победы).
Антон Хафнер.
Гюнтер Шак.
Увы, и в конце войны, когда казалось, что ВВС РККА имеет безоговорочное господство в небе, ничто не гарантировало серьезных потерь в воздушных боях над стратегически важными объектами. Любопытно также отметить, что в отличие от «завравшейся» и скатившейся в приписки благодаря Хартманну и Бацу, JG-52, их коллеги из JG-51 работали намного лучше и точнее, стараясь с боем прорваться к бомбардировщикам и штурмовикам. Фото советских летчиков с сайта: http://ava.org.ru Источники:
«Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море, Ладожском и Чудском озерах. Выпуск 7.». Военно – Морское издательство Военно – Морского министерства Союза ССР. 1951 г. Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists. ЦВМА. Ф.3. Оп.1. Д. 779. 859. Приказ командующего КБФ за 1944 г. ЦВМА. Ф. 864. Оп. 1. Д. 713. Донесения о безвозвратных потерях офицерского и сержантского состава частей ВВС КБФ с июня 1944 по январь 1945 гг.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1