Марка Захаровича Шагала (1887 - 1985) считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США, Израиле – во всех странах, где он жил и работал. Он является одним из самых известных представителей художественного авангарда ХХ века. Его загадочные, похожие на сновидения картины полны намёков и символов, воскрешающих далёкое российское детство в религиозной еврейской семье. В начале своего творческого пути М. Шагал был увлечён кубизмом, но затем выработал свой собственный стиль, который нельзя отнести ни к одному направлению искусства. «Небо, полёт – главное состояние кисти Шагала», - отмечал поэт Андрей Вознесенский. Музой художника на протяжении всей его жизни была супруга Белла Розенфельд, и любовная тема в творчестве художника неизменно связана с её образом.
С первой же встречи Белла и Марк стали предельно близки друг другу. Шагал говорил о ней: «Её молчание было моим молчанием. Глаза – моими глазами. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом». И с полотен всех периодов его творчества на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза», её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Картину «Над городом» (Государственная Третьяковская галерея) М. Шагал начал писать в 1914 году. С Беллой они уже были знакомы пять лет, но четыре из них провели в разлуке. Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира, который всячески противился этому неравному браку. Шагал уехал учиться в Париж, а, вернувшись, добился своего. Они поженились в 1915 году и не расставались до самой смерти Беллы (1895 – 1944). На этом полотне художник изобразил самое приятное чувство на свете – чувство взаимной влюблённости. Когда не чуешь под ногами землю, когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг и летишь от счастья. Влюблённые не просто обнимают друг друга, а как будто слились воедино, стали двумя частями целого, именно поэтому у каждого героя по одной руке. На фоне серых оттенков подёрнутого дымкой неба пара хорошо выделяется. Синее платье Беллы говорит о романтичности, а зелёная рубашка Марка – о жизнелюбии и уверенности. Себя Шагал изобразил в более строгой кубической манере, добавив чёткие изломы и острые углы как символ мужественности. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий. А летят они над Витебском – родным городом Шагала. Пролетают мимо белого храма, здания с колоннами, кособоких деревянных домиков с разноцветными крышами и ставнями.
Чтобы подчеркнуть насмешку над провинциальным бытом тех лет, художник изображает на картине зелёную козу и практически в тон ей у забора мужичка со спущенными штанами. Более светлый оттенок зелёного цвета с переливами бело-фиолетового использован в пышной кроне дерева. Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Люди летают, как будто это естественно для них – летать над землёй, словно радость жизни и возвышенные стремления преодолевают земное тяготение.
Марк Шагал «Прогулка»
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев