По поводу творчества Булгакова
#реплика Надо не забывать, что личный опыт Булгакова был весьма специфичный и с идеями о превосходстве интеллигенции вполне коррелировал.
Во-первых, Булгаков некоторое время работал в деревне в исключительно аграрной волости. Его рассказы из этого периода можно запросто спутать с вересаевскими, там один в один дичь и глупость народная, с которой интеллигент бессилен бороться (например, рассказ про морфий).
Во-вторых, белодельцы его мобилизовали и он помотался по югу России. Оказавшись по другую сторону баррикад с пролетариями и наблюдая эксцессы Гражданской, там особых симпатий к пролетариату родиться не могло, особенно учитывая, что основная масса низовых кадров была в Гражданскую диковата как у белых, так и у красных.
Третье, он долго-долго работал в "Гудке" фельетонистом и репортером по происшествиям. На такой работе набраться уважения к трудящимся невозможно, а вот увидеть пролетария во всей его мещанской "красе" - с пьянством, невежеством, грубостью, стяжательством, глупостью труда не составляло. Но "Гудок" был не просто газетой, а органом ж\д профсоюзов - сиречь, наследников... ВИКЖЕЛя, а чуть поздней, в дискуссии о профсоюзах, - из этих ж\д профсоюзов Троцкий лепил оказармливанине, а Шляпников и остальные - фактически, анархические синдикаты, которые должны были рулить страной. Одним словом, профкомычи там оставались в значительной массе если не напрямую те, которых в ноябре 1917 большевики уговаривали не бастовать, а в 1918-1921 -м хотя бы просто не лезть в политику больше того, что отмерит партия, то как минимум те, которые этим профкомычам, раскрыв рты, внимали несколько лет. Соответственно, и обстановка в редакции способствовала тому, что партию и что она там старалась до народа донести в грош не ставили.
Ну, и, в-четвертых, попав в нэпманскую Москву и получив доступ через журналистику к знакомству с лицами, принимающими решения, Булгаков увидел и пожиравшую советский аппарат коррупцию (а аппарат состоял не только из большевиков, большевики, собственно, даже в госаппарате были всегда в меньшинстве), и мещанство. Тут тоже не к чему было любовью проникаться (разве что к дензнакам), вот он и не проникся.
И "Собачье сердце", и "Мастер и Маргарита" - это всё отражение в кривом зеркале сложного периода борьбы коммунистов против буржуазии в условиях 20--30-х гг.
И. Бортник
Нет комментариев