Отец художника Василий Лентулов был священником. После его смерти в 1884 году мальчика воспитывала мать Анна Степанова. Она хотела, чтобы сын, как и его отец, стал священником, поэтому отдала его в духовное училище.
Учился там Лентулов плохо, ведь с детства он мечтал стать художником. Поэтому в 1895 году мать отдала его в Пензенское художественное училище им. Селиверстова, директором которого был передвижник Константин Савицкий.
Лентулов окончил училище в 1906 году и решил переехать в Петербург и поступить в Академию художеств. И хотя на вступительных испытаниях художник провалился, один из педагогов Академии художеств — живописец Дмитрий Кардовский — пригласил его в свою мастерскую.
Вскоре картины художника, в том числе «Автопортрет в красной рубахе» и «Портрет Н.А. Соловьева», показали на выставках «Стефанос», «Современные течения в искусстве» и «Венок». Член объединения «Мир искусства» Александр Бенуа писал о них: «Картины его поют и веселят душу… Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант».
В 1908 году Лентулов переехал в Москву, где познакомился с художниками Михаилом Ларионовым, Петром Кончаловским, Александром Куприным. С ними и другими живописцами в декабре 1910 года он организовал выставку «Бубновый валет» в доме Экономического общества офицеров. Художники специально придумали для экспозиции провокационное название. Бубновыми тузами тогда называли каторжников, а валетами — мошенников.
Почти все критики написали отрицательные рецензии о творчестве «Бубновых валетов». Их ругали за эпатажные сюжеты, незавершенность многих работ, неправильную композицию. Единственным, кто похвалил работы художников, был поэт Максимилиан Волошин. Он писал, что на картинах, которые показали на выставке, «много действительной талантливости».
Вскоре после выставки «Бубновый валет» ее участники создали одноименное художественное объединение. Аристарх Лентулов вошел в его правление. Всего же в общество вступили около 70 художников. Критики назвали их «московскими сезаннистами» за подражение постимпрессионисту Полю Сезанну.
Кроме живописи, Лентулов занимался оформлением спектаклей и книжной иллюстрацией. Художник дружил с Владимиром Маяковским и другими футуристами. По приглашению поэта Лентулов оформил постановку «Владимир Маяковский». Он создал декорации и для спектакля «Виндзорские кумушки» в Камерном театре Александра Таирова. Позднее художник оформлял постановки «Демон», «Сказки Гофмана» и «Сильва».
Среди работ Лентулова конца 1910-х — новые пейзажи Москвы. Писал художник и портреты. На них он изображал свою жену, друзей и родственников. Одна из самых известных картин художника в этом жанре — «Портрет актрисы А.С. Хохловой».
После революции Лентулов вступил в Профсоюз художников-живописцев Москвы, был одним из первых преподавателей Государственных свободных художественных мастерских. В 1918 году по заказу правительства он оформил Театральную площадь и улицы Москвы к годовщине Октябрьской революции.
В 1920-х Лентулов начал «декубизацию форм» на своих картинах: в новых работах он теперь не изображал абстрактные объекты, а стремился к достоверности. Свой стиль художник назвал «новым реализмом».
В 1930-х Аристарх Лентулов путешествовал по советским республикам. По заказу правительства он создавал индустриальные пейзажи, на которых изображал здания в стиле конструктивизм, станции метро, заводы и фабрики. В 1933 году в Москве прошла первая в СССР персональная выставка Аристарха Лентулова, на которой показали и старые, и новые работы живописца.
В последние годы жизни Лентулов писал в стиле соцреализма. Он часто изображал рабочих, крестьян за их повседневной работой. Среди его картин на эту тему — групповой портрет «Образы поколения».
Аристарх Лентулов умер после операции в одной из больниц Москвы 15 апреля 1943 года. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище.
Работы А. Лентулова находятся во многих известных музеях мира,
в частности:
- Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Коллекция Дома-музея Максимилиана Волошина, Коктебель.
- Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого, Пенза.
- Самарский областной художественный музей, Самара.
- Музей Людвига, Кёльн.
- Национальная галерея Чехии, Прага
🖌️: Аристарх Лентулов, автопортрет. 1934
Астры. 1913
Москва. 1913
Храм Василия Блаженного. 1913
Церковь в Алупке
Портрет А. С. Хохловой. 1919
Образы поколения
Дом Лентулова в Нижнем Ломове (фото)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев