Сергей Федорович Долгушин (1920-2011) принадлежит к немногочисленной плеяде летчиков, которым удалось пройти войну от первого и до последнего ее дня. Он был одним из лучших асов элитного 434-го истребительного полка (впоследствии 32-й ГИАП), и состоял в приятельских отношениях с сыном Иосифа Виссарионовича Сталина - летчиком Василием Сталиным.
Сергей Долгушин после окончания в 1940 г. Качинской авиашколы (где он учился на одном курсе с Василием Сталиным) стал пилотом 122-го ИАП, оснащенного истребителями И-16. Когда на рассвете 22 июня 1941 г этот полк подвергся атаке самолетов Люфтваффе, Сергей оказался в числе тех немногих советских летчиков, которым удалось взлететь. Несмотря на 16 пробоин в самолете, полученных во время взлета, Долгушин вступил в воздушный бой. В этот день он выполнил 6 боевых вылетов и сбил свой первый самолет (правда, в сумятице первого дня войны победу ему не засчитали – не до того было…). А рано утром 23 июня истребители Мессершмитт-110 проштурмовали аэродром полка, уничтожив все находившиеся там самолеты. Оставшиеся «безлошадными» летчики были вынуждены отправиться в тыл за новой техникой.
До конца июля Сергей находился в Рязани: переучивался на новый истребитель МиГ-3, а затем в составе отдельной эскадрильи капитана А.Ф. Семенова отправился под Гжатск. Уже 26 июля эскадрилья вступила в бой; за этот день Долгушин выполнил 6 вылетов и сбил 2 немецких самолета (но подтвердить эти победы документально летчик не смог). Особо тяжелой была последняя, вечерняя схватка. В том вылете на прикрытие тройки бомбардировщиков Пе-2 при встрече с немецкими истребителями ведущий звена и второй ведомый бросили подопечных, и поспешно ушли. Оставшийся в одиночестве Сергей вступил в бой с «Мессами». Правда один Пе-2 немцы сбили, но два других Долгушину удалось прикрыть, и те ушли пикированием. Тогда все Мессершмитты накинулись на помешавший им МиГ; тем не менее, Сергею удалось выйти в хвост одному из «стодевятых» и с 20 метроврасстрелять летчика (пули БС пробили бронеспинку и убили немецкого пилота). По неопытности не поняв, что враг уже уничтожен, Долгушин продолжал расстреливать неуправляемый самолет, и тут его самого подожгли другие Мессершмитты. Пришлось прыгать с парашютом; при этом Сергей сильно ударился грудью о киль, а потом его, беспомощно висевшего в небе под куполом, обстреляли «Мессы». Тем не менее, Долгушин совершил благополучную посадку прямо рядом с обломками сбитого им вражеского истребителя...
Вернувшись в часть, Сергей на аэродроме в Ржеве подобрал бесхозный МиГ, на котором воевал весь август; и 17 августа ему наконец-то удалось документально подтвердить уничтожение немецкого истребителя Bf.109, который был засчитан Долгушину, как первая официальная победа. В конце августа его эскадрилья вошла в состав 180-го ИАП, а в начале сентября Долгушин попал в аварию. Во время взлета на МиГе отказал мотор, и самолет упал в лес. Истребитель был разбит вдребезги, а летчик контужен; но уже на следующий день Долгушин сел за штурвал другого МиГа, оставшегося без пилота.
Осенью 1941 г. 180-й ИАП перебазировался под Москву; здесь летчики кроме чисто истребительных задач выполняли еще и разведывательные полеты, и даже штурмовки наступающих войск Вермахта. В ноябре ставший командиром эскадрильи Сергей Долгушин в одном из вылетов спас своего друга С. Макарова. Тот совершил на подбитом самолете вынужденную посадку на брошенном аэродроме у Клина, к которому уже подъезжали машины с немецкими солдатами; Долгушин приземлился на аэродром, взял к себе в кабину Макарова (тот даже не смог полностью влезть в самолет - ноги торчали из кабины), и под выстрелами немцев взлетел в небо...
Комментарии 2