7 ноября 1944 года американские войска якобы по ошибке, два раза подряд, атаковали советскую транспортную колонну возле города Ниш (Сербия), в результате чего погибли 34 солдата и офицера (согласно докладу заместителя начальника Генерального штаба Красной армии генерала Алексея Антонова). По донесениям в групповом бою участвовало 8 Як-9 и 18 "лайтнингов". В ходе ответной авиационной атаки советские лётчики во главе с Александром Колдуновым сбили 5 лайтнингов. Потеряно 3 Яка (ещё один Як потерян от заградительного артелерийского огня). Бой прекратился, когда Александр Иванович Колдунов (по другой версии Николай Григорьевич Сурнев) сумел подобраться к ведущему американскому самолету и жестами объяснил, что "атакуете союзников, своих". Руководства США и СССР решили не предавать инцидент огласке, 14 декабря 1944 года посол США в СССР Аверелл Гарриман от имени президента США Франклина Рузвельта и генерала армии США Джорджа Маршалла принёс извинения по поводу "несчастного случая, происшедшего на Балканах".
Извинившись за случившееся, американцы тут же предложили Сталину «...в целях избежания подобных инцидентов в будущем, направить в штаб передовых советских войск на Балканах группу [американских] офицеров связи для координирования действий советских войск и союзных военно-воздушных сил». Но Сталин отказался, т.к., во-первых, была установлена линия разграничения действий авиации и этого было достаточно, во-вторых, в условиях двойной игры со стороны союзников их представители в наших штабах могли заниматься совсем не союзнической деятельностью.
Герой Советского Союза летчик Н.А. Шмелев, который был очевидцем произошедшего, пишет в своих мемуарах(Шмелев Н.А. "С малых высот" Воениздат, 1966.)
«Гнев и ярость вызвал у нас разбойничий налет американских самолетов на наши войска. В самом деле, разве можно оправдать его ссылкой на потерю экипажами ориентировки, как это сделал представитель ВВС США?! Даже если такое произошло с первой группой, ее ошибку не могла повторить вторая, поскольку между ними поддерживалась радиосвязь. Ведущий первой группы мог сообщить второй о том, что в долине находятся советские войска. Однако вторая группа вышла на ту же часть колонны, которую только что бомбили и поливали свинцом их предшественники. Нет, тут дело не было похоже на потерю ориентировки, на ошибку!
В свое оправдание американцы утверждали также, что их самолеты шли штурмовать фашистские войска, отступавшие из Греции в Триест. Это тоже не соответствовало истине. Немецкие войска двигались не рядом с городом Ниш, а примерно в четырехстах километрах от него.
Американское командование, конечно, извинилось перед нашим за этот "инцидент". Но что толку от этих лживых слов? Ими не вернешь наших дорогих товарищей, погибших во время предательского налета "союзников"».
.
Есть свидетельства инженера аэродрома Драгослава Димича, который после войны утверждал, что рядом с Нишем пролетели около 30 самолётов, среди которых были бомбардировщики B-25 Mitchell (по американским данным они не применяли этот бомбардировщик). Американцы очень точно произвели бомбардировку по голове колонны, в ответ на что с аэродрома взлетели 9 самолётов Як-3 (по советским данным были так же и Як-9), один из которых был тут же сбит. Ещё одним свидетелем боя был политрук югославских партизан Йоко Дрецун, который насчитал семь сбитых американских самолётов: пять истребителей P-38 Lightning и два бомбардировщика B-25 Mitchell. По его словам, погибли 14 американских лётчиков. Среди погибших с советской стороны была молодая лётчица из Москвы, которая жила в доме Димича. В тот же день и американских, и советских лётчиков похоронили около аэродрома.
Комментарии 25
США - изначально самый главный противник России.
"Александр БондарьВахе МагамадовуВраньё не было такого в реальности. Это придумали уже после войны"