История картины началась в конце 1970-х годов с газетной публикации о том, что морские пираты в водах Средиземного моря напали на итальянское судно. Разбойники похитили груз — 200 тонн урановой руды — и уничтожили экипаж.
Прочитав заметку, режиссёр Станислав Говорухин задумал сценарий будущего фильма, только в нём фигурировали советские моряки. Он позвонил коллеге Борису Дурову, с которым в середине 1960-х работал над фильмом «Вертикаль». Борис загорелся идеей: «Слушай, здорово! Я даже, кажется, знаю, как нашим морякам удастся отбиться. Ты что-нибудь знаешь о карате?»
Друзья решили, что сценарий напишут вместе, а снимать фильм будет Дуров, поскольку Говорухин в то время запускался с картиной «Место встречи изменить нельзя».
— Мы сразу отказались от излишней сентиментальности, — вспоминал позднее Борис Дуров. — Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили «погрузить» на корабль опиум для фармацевтической промышленности — товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: «Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов? Потеря партийного билета — тяжкое преступление». В общем, опиум мы отстояли.
Цензоры настаивали на том, чтобы в фильме было как можно меньше драк, особенно с применением приёмов карате. Этот вид борьбы в Советском Союзе развивался почти подпольно. Каждую сцену авторы защищали с боем. Дурова и Говорухина консультировал известный каратист Тадеуш Касьянов. Потом он сыграл в фильме боцмана, а его друзья-спортсмены — пиратов и советских моряков.
— Во время съёмок нам постоянно звонили из ЦК комсомола, угрожали применить власть, если мы будем увлекаться сценами драк, — рассказал Тадеуш Рафаилович. — Мы обещали не увлекаться. Только очень далёкие от философии восточных единоборств люди могли называть карате дракой. Впрочем, чтобы фильм в самом деле не запретили, от некоторых боевых сцен пришлось отказаться.
Съёмки фильма проходили с апреля по август 1979 года в Крыму: в Новом Свете (Разбойничья бухта, Голубая бухта, Царский пляж), в окрестностях Коктебеля и около посёлка Оленевка (мыс Тарханкут). Погрузку на «Нежин» опиума снимали в порту Мариуполя, в то время носившего название Жданова. Кадры, когда сухогруз идёт через Тихий океан во Владивосток, сняты в Азовском море.
Эта картина стала по-настоящему культовой картиной 80-х годов, первой в советском кино карате-боевиком о противостоянии советских моряков и жестоких пиратов. Каждый советский мальчишка посмотрел его как минимум раза три!
А потом мальчишки отрабатывали с соседями «приёмчики». А женщины любовались актёрским составом — либо белозубым секс-символом, «настоящим русским парнем» Николаем Еременко, либо смуглым восточным красавцем, изощрённым злодеем Талагатом Нигматуллиным. Или статным капитаном Петром Вельяминовым.
Если вы смотрите «Пиратов XX века», неважно, в десятый раз или впервые, вглядитесь в самую первую сцену. Музыка Максима Дунаевского. Мирное советское судно «Нежин». Боцман в исполнении Тадеуша Касьянова развлекает свой экипаж: показывает на палубе приёмы карате. Матросы удивляются, женщины восхищаются. За бортом — море. Это Азовское море. И мариупольский борт. Начало фильма «Пираты Х Х века» снимали на пятом причале Ждановского порта (теперь Мариупольский торговый порт) в мае 1979 года.
Белоснежный корабль «Нежин», который половину фильма честно служит советской команде, а потом трагически гибнет в огне, в реальности тоже мариупольский. Это сухогруз «Фатеж» Азовского морского пароходства. Конечно, его не сжигали, корабль потом много лет прослужил в пароходстве, был капитально отремонтирован в 1985 году, затем перешёл в Черноморское пароходство и «переехал» в Севастополь.
«Вся погрузка вещества, из-за которого и разыграется вся трагедия, от начала до конца снята в нашем порту! Там «сновали машины самых разных марок, слышалась непонятная речь, ходили люди в броских одеждах. Все это имело нездешний и несколько загадочный вид.
Разумеется, требовалась ежедневная помощь работников порта. Все, что не потребуется, нам любезно предоставляют. Поэтому мы искренне благодарны руководству пароходства и порта», — говорил директор картины Л. Грубман в интервью газете «Азовский моряк» в мае 1978 года.
Критики вовсю ругали «проамериканских» «Пиратов» вообще и Ерёменко лично, а зрители были в восторге. До самой своей внезапной кончины артист ощущал это бремя «пиратской» славы. А ведь он сам его на себя и взвалил: Николай настойчиво предлагал себя на роль Сергея, хотя брать его изначально не предполагалось. Борис Дуров (режиссёр) и Станислав Говорухин (соавтор сценария, снимать фильм сам он не смог — был в запуске к/ф «Место встречи изменить нельзя») выступали против: у Ерёменко после Сореля из «Красного и чёрного» по Стендалю была репутация красавчика-любовника, а не благородного героя-спасителя.
Но, придя на пробы, артист скинул рубашку, продемонстрировав накачанный торс, крутанул сальто — и был утверждён!
Все трюки и драки с приёмами полузапретного тогда карате актёры исполняли сами. Плавали, ныряли, молотили друг друга по 7−8 часов в день и при этом ещё активно занимались с тренером по карате. Один эпизод чуть не стоил Ерёменко жизни: он должен был прыгнуть со скалы на палубу пиратского корабля, но промахнулся, упав в море рядом с ним. И чудом не попал под лопасти винтов судна. Во время драк Ерёменко с Нигматулиным так убедительно применяли приёмы карате (этюды к ним, сами того не зная, они отрабатывали ещё студентами во ВГИКе на уроках по движению), что съёмочная бригада пугалась: как бы друзья не покалечились. В самых сложных сценах Дуров планировал задействовать каскадёра, но Ерёменко упросил режиссёра обойтись без дублёра. А буквально через несколько дней чуть не погиб. Эпизод, когда Сергей Сергеич прыгает со скалы на палубу корабля пиратов, снимали одним из первых, в Крыму, возле мыса Капчик. Когда включили камеру, Еременко с разбега прыгнул вниз и… ушёл под воду — не долетел до борта судна. В воде его потянуло под работающие лопасти винта. Как потом признавался актёр, его спасло чудо — из последних сил он вынырнул и отплыл от корабля.
Пострадала на съемках и Наталья Харахорина, сыгравшая буфетчицу Машу, заложницу пиратов.
Сцену, в которой Салех избивает Машу палкой, снимали в Коктебеле. После первого дубля стало понятно, что удары понарошку не выглядят убедительными. «Давайте я буду бить её по-настоящему, — предложил Нигматулин после репетиции. — Ударю вполсилы, но Наташе всё равно будет легче сыграть боль». Актриса не возражала — и режиссёр дал добро. Но велел, чтобы под одеждой на спине Натальи закрепили подушки.
На втором дубле Талгат так вошёл в образ, что у Харахориной потекли слёзы.
«Стоп! Гениально!» — закричал режиссёр. А Харахорина побрела к морю. Переоделась за ширмой в купальник. А зайдя по колено в воду, услышала позади: «У тебя же вся спина — сплошной синяк! Маме не показывай…» Это был Пётр Вельяминов, сыгравший в «Пиратах…» капитана. От него же о синяках узнал и Талгат.
— Пришлось мне его утешать, — признается актриса. — Я же понимала, что он разошёлся не со зла. Не рассчитал удары. А я ради хорошего результата жаловаться не стала.
Между Натальей и Талгатом завязалась дружба.
Как-то после съёмок они отправились в прибрежное кафе, где просидели до ночи.
Талгат рассказывал, как в детстве (а рос он в Киргизии) переболел рахитом. Однажды в пионерском лагере девочка отказалась с ним танцевать, потому что он «некрасивый и кривоногий». Мальчик убежал далеко в степь, чтобы никто не видел, как он плачет. Тогда он поклялся, что станет сильным и больше никто не посмеет ему отказать. Нигматулин занялся танцами, лёгкой атлетикой, а потом увлёкся карате…
В тот вечер Талгат поведал Наталье, как учился русскому языку — переписал два тома «Войны и мира»! Потом рассказал о неудачном романе с Ириной Шевчук («А зори здесь тихие»), который случился во времена учебы во ВГИКе.
— А ещё Талгат признался, что я ему нравлюсь, вспоминает Наталья. — Я честно сказала, что не могу ответить на его чувства и уважаю его как друга. После этого разговора у нас сложились прекрасные приятельские отношения.
Харахорина не смогла признаться актёру, что он тоже ей нравился, т.к. женатый мужчина для неё табу. А Талгат в то время состоял в браке с выпускницей ВГИКа Халимой Хасановой, которая увела его у первой жены, солистки группы «Ялла» Ларисы Кандаловой.
— Талгат зверствовал только на экране, за кадром это был добрый, милый, спокойный и дружелюбный человек, — рассказал Георгий Мартиросян, сыгравший Клюева, члена команды корабля «Нежин». — А ещё Нигматулин умел гадать по руке и иногда в перерывах между съёмками предсказывал будущее кому-нибудь из членов группы.
Эпизод спасения женщин из библиотеки был снят в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист», где были установлены декорации судовых коридоров и лестниц, затопленных после взрыва.
Николай Ерёменко-младший, исполнитель роли стармеха Сергея вспоминал о съёмках этой сцены:
«Кажется, что всё это несколько длиннее, чем есть на самом деле. Ничего там страшного нет, страшно было другое — что снимали это неделю в бассейне. По семь часов я сидел в воде и не просто сидел, а всё время надо было нырять, нырять, нырять… И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съёмку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: «Ну, ты, Коля, как закончишь — подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем».
Актёр также рассказывал, что принимавший фильм министр кинематографии перед погружением Сергея под воду набирал в лёгкие воздух и задерживал дыхание на всё время, что длился эпизод.
Николаю Ерёменко, как он потом вспоминал, даже не заплатили как каскадёру — за трюки. На гонорар он смог купить только цветной телевизор «Рекорд» и пакистанский ковёр. Зато после премьеры Еременко проснулся знаменитым. Однажды, когда Москву украшали афиши с рекламой фильма, Н. Ерёменко проехал на своих «жигулях» на красный свет. Его остановил работник ГАИ: «Нарушаем, гражданин. Ваши документы!» — «Отпустите, пожалуйста, очень спешу. Больше не буду нарушать, — упрашивал Николай. — Ну, посмотрите на меня. Вы меня не узнаете? Сейчас идет фильм «Пираты Х Х века», я там играю главную роль». Инспектор ГАИ выписал штраф cо словами: «Ты и ездишь, как пират!»
Фильм, едва он был закончен в 1979 г., показали начальству из ЦК ВЛКСМ и тут же запретили, хотя в высшей инстанции по кинематографу — Госкино — он проскочил. А комсомольские вожди испугались: фильм «не наш»!
Критики вовсю ругали и актёров, и режиссёра: «Таких суперменов не бывает!», «Пиратов на планете давно уже нет!» и «Пиратов» отправили на полку и чуть о них не забыли, пока лента не попала на домашний просмотр на дачу генсека ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Вождь был в восторге от залихватского боевика, где «наши» побили «ихних». И «Пираты» вышли в прокат в 1980-м, мгновенно став хитом: билет с рук вместо 30 коп. стоил 10−15 рублей.
А ведь сюжет, особенно на сегодняшний взгляд, прост: советский сухогруз «Нежин» из Юго-Восточной Азии следует через океан во Владивосток с грузом опия, но для сугубо благородных — медицинских — целей (кстати, поначалу киноначальство опий хотело запретить ещё на уровне сценария: наркотик!). Судно захватывают пираты (это тогда тоже вызвало недовольство руководства Госкино — какие ещё пираты в конце 70-х, хотя поводом для сценария стала газетная информация 1977 г. о пиратском захвате судна из Италии). В финале фильма доблестные советские моряки побеждают врагов, но не без потерь.
Заморских полисменов сыграли каратисты из школы Т. Касьянова, а заморский остров, где укрылись пираты, в Коктебеле снимали у Карадага, в знаменитой бухте Нового Света под Судаком.
Случались и казусы: во время шторма с палубы «игрового» корабля смыло бутафорскую мину и пришлось срочно предупреждать Черноморский флот!
После выхода фильма молодежь заболела карате. Повсюду создавались секции — сначала в спортзалах ПТУ, а потом в школах и вузах.
Нет в живых красавца Николая Ерёменко — ушёл из этого мира в 52 года. «Боцман» Тадеуш Касьянов жив и занимается в Москве своим любимым делом — карате. По жизни он не актёр, а тренер и общественный деятель.
Спустя четыре года после шумного триумфа «Пиратов XX века» при толком невыясненных до сих пор обстоятельствах погиб Талгат Нигматуллин — «Салех». Лидеры религиозной секты, которые как раз массово «входили в моду» в 80-е годы, убили его, когда он отказался подчиняться. Боялись за свой авторитет перед «паствой»… Всю жизнь Нигматуллин играл отрицательных героев.
Играл мастерски — взять хотя бы садиста Салеха из этого фильма, выдрессированного убийцу без нервов. Внешность мрачного восточного красавца не позволяла иного. В жизни же был абсолютно светлым человеком, мечтателем, философом и поэтом…
Фильм стал самым кассовым за всю историю российского кино (87 миллионов зрителей за первый год демонстрации). А Николай Ерёменко, исполнивший главную героическую роль, на долгие годы превратился в кумира молодёжи и подростков.
В 2000 году Тадеуш Касьянов (ныне — президент Всероссийской федерации рукопашного боя) и Николай Ерёменко решили снять продолжение «Пиратов Х Х века». Съёмки отложили из-за проблем с финансированием. А в 2001 году не стало Николая Ерёменко.
— Наверное, к лучшему, что фильм не состоялся, — говорит Тадеуш Рафаилович. — Продолжение популярных картин почему-то редко бывает удачным. Вряд ли мы смогли бы переплюнуть прежних «Пиратов…». И нам точно не хватало бы Талгата…
Последней работой Нигматулина в кино стал фильм Семёна Арановича «Противостояние». После окончания съёмок актёра спросили, не боится ли он погибнуть, поскольку на площадке часто рискует жизнью. «Нет, — ответил актёр. — Но если погибну, надеюсь, люди меня не забудут и кто-нибудь в память обо мне зажжёт свечу».
В 1980 году картина Пираты XX века была отмечена Почётным дипломом за своеобразное решение фильма приключенческого жанра на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе.
Интересные факты о фильме Пираты XX века:
— В саундтреке фильма использованы две известные композиции иностранных исполнителей — «Love You Till I Die» группы «Baccara» и битловская «Lady Madonna».
— По данным сотрудников киностудии имени Горького, реальное количество зрителей, посмотревших «Пиратов XX века», намного превышало официально опубликованные цифры и составляло 103 миллиона человек.
— В фильме называются координаты острова, на котором обосновались пираты: 7 градусов 8 минут северной широты, 138 градусов 1 минута восточной долготы. Однако на самом деле в указанной точке нет никакой суши, она находится посреди Тихого океана, а ближайшая земля, остров Рождества (Кирибати), располагается примерно в 1500 милях.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 17