ЦЕРКОВЬ
Одной из самых спорных тем является отношение церкви и государства после рабочей революции. Чтобы разобраться в этом вопросе нужно хорошо понимать, что такое церковь. Современная наука достаточно однозначно определяет церковь как самую примитивную попытку организации общественной жизни. Под завесами мифов создавались учреждения, дающие ответы об устройстве общества и регулирующие поведение в нем представителей различных групп. Таким образом, любая церковь – это всегда классовое учреждение, необходимое для совместного существования в одном обществе разных классов с враждебными друг другу интересами. Причем господствующий класс всегда подчиняет себе все необходимые общественные учреждения государства, либо ликвидирует прочие за ненадобностью.
До перехода к социализму все господствующие классы остро нуждались в учреждении, пусть и лживо, но способном примирить рабов с господами. Именно таким учреждением на протяжении всей прошлой истории являлась церковь. Сами по себе религиозные мифы не способны управлять массами, эти функции отведены церкви, которая, опираясь на предрассудки и на правах знатока этих предрассудков, дает лживые советы угнетенным о том, как им жить. С переходом к социализму картина меняется до неузнаваемости, отныне государством управляет союз трудящихся классов, а угнетенными и подавляемыми становятся бывшие господа. В этих условиях, при их сохранении, роль новой церкви сводилась бы к утешениям и призывам не сопротивления для бывшей буржуазии. Но у социализма есть еще одна особенность – теряя свое бывшее господское положение, буржуазия не просто отстраняется от управления государством и обладанием всеми национальными богатствами, но и полностью исчезает, как класс. В этих обстоятельствах церковь становится совершенно бесполезным для рабочего государства учреждением, так как необходима она на первых порах только буржуазии для контрреволюционной агитации трудящихся, призывая вернуться к старой рабской жизни с обещанием награды за терпение унижения после смерти.
Исходя из этого выстраиваются взаимоотношения государства трудящихся и церкви. Мы понимаем, что предрассудки, имеющие столь глубокий исторический корень, не могут исчезнуть в сознании масс моментально. Религия неизбежно будет терять свою силу на умы, но постепенно. Рабочее государство обязано всячески способствовать высвобождению народа из-под культурной эксплуатации бывших господ. Практика показывает, что любые попытки уничтожить церковь силой – приведут к всплеску сочувствия и контрреволюционным мятежам под видом защиты «ценностей» предков. Поэтому в СССР была выработана верная политика по отделению церкви от государства и надзору за ней. После революции все расходы по содержанию культовых учреждений, исключая памятники архитектуры, и попов перекладываются на самих верующих. Подчеркиваем, верить не запрещается, но возможность соблюдать ритуалы и собираться вместе, все желающие оплачивают сами, как и приверженцы любых других увлечений. Одновременно с этим возникает необходимость широких просветительских мероприятий, подробно рассказывающих историю церкви, ее значение в старом обществе и несуразность существования в новом. За деятельностью религиозных проповедников устанавливается строгий надзор, любые призывы к мятежам и диверсиям против нового государства должны рассматриваться как соответствующие преступления. И последний шаг к постепенному исчезновению церкви сделает сама жизнь при социализме, так как вместе с ликвидацией классового угнетения исчезает потребность в иллюзии справедливости, которую сегодня олицетворяет церковь.
Нет комментариев