Да разве может быть иной стезя женщины с таким громким и таким обязывающим именем – Виктория? Женщины, при взгляде на которую вспоминаются античные скульптуры Афины-воительницы, – таким гордым и чеканным профилем, такой статью тоненькой, но сильной фигуры отличается наша героиня, что невозможно представить ее сломленной, увядшей, впавшей в уныние и сложившей руки.
Наверное, в таком возрасте уже нисколько не стыдно говорить о том, что в эти январские дни Виктория Викторовна Крупина отмечает свой 90-летний юбилей. Человек, ставший символом эпохи, художник, скульптор, патриот, жена, борец. Да-да, борец. Иначе не стала бы, вопреки семейной династии инженеров, учиться в художественном училище, осваивая не нежные миниатюры и натюрморты с цветочками, а станковую живопись и монументальную скульптуру; не бросила бы вместе с любимым мужем прибыльную работу в художественных мастерских, чтобы умчаться на край света; не продолжила бы заниматься творчеством после трагического ухода супруга.
Что за силы дает нашим людям родимая земля, что живут они, не сгибаясь под ветрами судьбы, и любят, и творят, и дарят красоту этой жизни всем нам? Именно они становятся примером и для ровесников, и для всех поколений, идущих на смену.
Шестьдесят лет назад Вика Крупина и Саша Пироженко оказались на Корякской земле, попав в самую гущу культурной жизни. Их соратниками стали Поротов и Килпалин, Лукашкина и Коянто, Гиль и Санакоев. Я не перестаю завидовать своим землякам, жившим в то время в Палане. Ах, какие идеи и творческие замыслы рождались в головах писателей и художников, артистов и хореографов! Какими яркими и неожиданными были для камчатцев стихи и песни, танцы и картины, рожденные на этой земле!
И вот уже героями картин и скульптур Пирогов (мы помним, что так звали наших неразлучных супругов-художников) становятся оленеводы и чумработницы, первые артисты совсем юного ансамбля «Мэнго», для которого они же создают эскизы сценических костюмов. Акварельными и масляными красками теперь пишутся не усеянные цветами поля Украины, а озаренные малиновым закатным светом снежные просторы корякской тундры.
Может быть у человека две Родины? Может. Сердце Виктории Крупиной уже давно отдано и любимой Курской земле, и не менее любимой Корякской. Много, много километров пройдено по ней ногами, объезжено на нарте, запряженной собачками. Кстати, вот и еще одни любимые герои творчества Пирогов. В самые первые месяцы укоренения на севере Камчатки они завели себе упряжку, и вот уже более полувека главной заботой остается уход за верными и преданными лохматыми друзьями.
Чем же были наполнены эти годы, прожитые в небольшой мастерской на окраине поселка? Конечно же, творчеством. Но это не творчество-самолюбование, которое должно показать всему миру, рядом с каким талантливым человеком ему посчастливилось жить. Это творчество – подарок, стремление поделиться со всеми нами уникальностью и красотой северной природы, людей Корякии.
Они работали вместе, Виктория и Александр, и работали рядом. У каждого из них – свой почерк. Скульптура оленевода, вышедшая из-под резца Крупиной совсем не похожа на раскосое лицо северянина, изваянного Пироженко, резкие мазки мужских картин отличаются от воздушной живописи женской кисти, но идея-то, мысли – общие!
И даже оставшись одна, Виктория Викторовна остается верной одному-единственному вектору, выбранному когда-то вместе с мужем – служить людям. Да, греют душу и многочисленные выставки, и признание профессионального сообщества, и почетное звание заслуженного работника культуры России, но главным остается творчество, трудная ежедневная работа над тем, что еще нужно успеть написать, вырезать, обозначить.
Еще одна боль живет в сердце Виктории Крупиной – боль за родную Курскую землю. Ее малая родина, поселок Коренево, сегодня уже освобождена от захватчиков, но каждый день она слушает новости с передовой, как когда-то слушали сводки информбюро в эвакуации.
Почти все работы Виктории Крупиной и Александра Пироженко, созданные ими в городах Украины, сегодня уничтожены. Но мы, живущие рядом с этой замечательной женщиной, должны сделать всё, чтобы целый пласт нашей культуры, созданный ее руками, руками Александра Пироженко, остался в веках.
Т. АНДРЕЕВА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев