КИСЯБИКА – ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕНЩИНА, СОЖЖЁННАЯ НА КОСТРЕ В РОССИИ
Автор Аля Ульданова.Для иллюстрации
Сегодня мой рассказ о последнем приговоре к казни на костре, который был вынесен в России в отношении женщины. И не только вынесен, но и приведен в исполнение в просвещенном 18-м веке. За что?
В одной из прошлых статей я писала о том, что в нашей стране тоже казнили через сожжение, подробнее почитать можно кликнув на синюю ссылку.
Башкирская невеста
В 1679 году в племени Дуван, башкирской группы народностей родилась девочка. Ее назвали Кисябикой.
Кисябика жила в Сибирской даруге, так называли административную единицу, входившую в состав Российской империи и возникшую на осколках бывшей Золотой Орды и состоявшей из племенных волостей.
Кисябику выдали замуж в Катайскую волость, которая располагалась в предгорьях Урала. Девушку не спрашивали, хочет ли она. Башкиры со времен Золотой Орды были мусульманами и судьбами дочерей распоряжались старшие родственники из числа мужчин.
Историк и каратель
В начале 18-го века на Урале начинается активная разработка недр, “горную власть” возглавил знаменитый Василий Татищев, любитель древностей, писатель и …каратель.
Автор Аля Ульданова.Для иллюстрации
Местное население сгоняли на заводы силой, труд был тяжелым, а содержание – рабским. Народные волнения вспыхивали часто и дворянин Татищев с людишками не церемонился.
Жителей восставших деревень убивали, их дома жгли, башкир продавали как крепостных и насильно крестили в православие.
В ходе одного такого карательного похода попала в плен и Кисябика Байрясова (фамилия вероятно была по мужу). Женщину сначала отвезли в Екатеринбург, а потом против воли крестили и отдали в крепостные. Кисябика стала Катериной.
Побеги
Кисябика не желала оставаться в рабстве. Первый побег она совершила в сентябре 1737 года. Бежали вдвоем с такой же крещеной башкиркой, крепостной девкой самого Татищева.
Кисябике-Катерине было уже 58 лет, но на возраст не посмотрели: женщин поймали и высекли плетьми, водворив снова на двор “хозяина”.
Через 8 дней Кисябика снова сбежала. На этот раз ее наказали строже – в дело пошел кнут. Но и он не смог выбить из Кисябики желание быть свободной.
Чтобы у башкир пропало желание бегать и возвращаться в ислам, 20 апреля 1738 года на глазах жены, детей и соплеменников на костре был сожжен некий Тойгильды Жуляков, насильно крещеный, он вновь принял ислам при первой же возможности.
Акция устрашения не остановила Байрясову, Кисябика совершила 3-й побег осенью того же года.
Казнь
Почти 60-ти летняя Кисябика была уже не так проворна, как в юности. Ведь 60 лет для женщины из простого народа в те времена считались “возрастом дожития”.
Ее снова поймали и приговорили за 3 побега и за то, что она вернулась в ислам (совершила апостасию – вероотступничество), к лютой казни – сожжению на костре.
Приговор подписал генерал Соймонов, председатель комиссии по башкирским делам, устроитель школ в Уфе для башкирских детишек…
8 марта 1739 года 60-ти летняя Кисябика взошла на костер центральной площади Екатеринбурга. Она мужественно встретила свою судьбу, оставшись верной вольному ветру степей и своей вере.
Через год в Санкт-Петербурге умрет императрица Анна Иоанновна, вошедшая в историю под прозвищем “Кровавая”. Больше ни одна из женщин Российской империи не была приговорена к сожжению заживо. Кисябика была последней.
Ногинский район Московской области, село Старая Купавна. В середине ВОВ бабы собрались возле бывшей церкви которая на тот момент была складом и выбрав среди себя жертву сожгли её на центральной площади города. Так они надеялись быстрее закончить войну и вернуть мужчин. Мужчины действительно пришли, но не те кого ждали а НКВДшники, навели кипешь, всех напугали и все затихарились. Мне об этом бабушка рассказывала.
Не пытайтесь доказать что православное христианство это только жестокость. Такими манипуляциями вы начнёте доказывать что фашизм был гуманным и нёс людям мир и освобождение.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 57