Кто они такие и почему внезапно решили переселиться на Крайний Север?
Кеты — это один из самых малочисленных народов Сибири, проживающий преимущественно на территории Красноярского края России. По данным переписи 2021 года, их насчитывается всего 1088 человек, что делает их одним из самых редких коренных народов региона.
Наибольшая численность кетов была зафиксирована в 2002 году, когда их было 1494 человека. Ранее русские называли этих людей «енисейскими остяками», выделяя их среди других коренных народов, таких как ханты и манси.
Исследования, проводившиеся в начале XX века, предполагают, что кеты могли иметь большую долю европеоидной крови по сравнению с соседними сибирскими народами, такими как тунгусы или ханты. Однако эти теории не получили научного подтверждения, и впоследствии учёные признали кетов как отдельный этнос, относящийся к большой монголоидной расе.
Кеты - один из самых загадочных народов Сибири
Западная Сибирь, где живут кеты, всегда была местом, где люди занимались охотой и рыболовством, в тесном взаимодействии с природой. Это особое отношение к окружающему миру отражается в их культуре, традициях и обрядах. Кеты являются представителями одного из самых уникальных малых народов России, их культура и образ жизни наполнены загадками.
Один из самых удивительных аспектов кетской культуры — это их язык, который не имеет родства с другими языками региона. Это делает их культуру ещё более самобытной и уникальной. Сегодня численность кетов составляет меньше тысячи человек, что делает этот народ ещё более уязвимым.
Как и другие народы Сибири, кеты верят, что мир вокруг них живой и одушевлённый. Несмотря на усилия миссионеров Русской православной церкви в XVIII-XIX веках, которые пытались изменить эти взгляды, кеты сохраняют свои древние верования, передавая их из поколения в поколение.
Природа Сибири, в которой живут кеты, сурова и одновременно невероятно красива. Местные жители продолжают сохранять уважение к природе, которое они унаследовали от своих предков. Эти ценности, передаваемые из поколения в поколение, остаются основой их жизни и мировоззрения.
Поселения кетов расположены вдоль реки Енисей, в основном в её среднем и нижнем течении. Их история утратила многие страницы, и сегодня доступно только немало преданий, которые объясняют, как предки кетов пришли в Сибирь. Эти предания рассказывают о том, как, преодолевая горные хребты, кеты в поисках лучшей жизни оказались на этих землях, встречая на своём пути загадочных существ — «тысьтади».
В отличие от многих других народов Сибири, кеты не занимались оленеводством, предпочитая охоту на диких животных, таких как олени и лоси. Эти животные обеспечивали их не только мясом, но и шкурами, которые использовались для утепления жилищ и изготовления одежды. Охота на пушных зверей, таких как белки, горностаи и колонки, была также важной частью их жизни. Шкурки этих зверей кеты использовали для обмена на соль, чай и табак.
Особенностью кетской охоты является её коллективный характер. Несмотря на это, всегда первенство принадлежало опытному охотнику, который первым отправлялся в лес и после возвращения собирал всех для обсуждения дальнейших действий. Если решение было принято положительно, все мужчины отправлялись на совместную охоту. Но вот необычная традиция — тушу убитого зверя в деревню приносили исключительно женщины, которые затем разделывали её.
В качестве оружия кеты долгое время использовали луки и стрелы. Они мастерски владели этим оружием, которое имело наконечники, смазанные протухшим рыбьим жиром, что обеспечивало смертельный эффект даже при неполном попадании. Эти луки были известны на протяжении многих лет, и соседние народы уважали их мастерство.
Река Енисей играла центральную роль в жизни кетов. Их путешествия часто измерялись не в километрах, а в реках. Люди спрашивали друг друга: «На какой реке ты живешь?» или «Сколько рек пройти, чтобы добраться до твоего поселения?» В их культуре реки разделялись на «верховья», где обитали добрые духи, и «низовья», которые ассоциировались с злыми силами.
У кетов существовало множество различных методов для ловли рыбы. Одним из самых характерных способов были крючковые снасти, которые они называли «мордами». Помимо этого, кетские рыбаки использовали такие инструменты, как неводы и остроги. Для передвижения по водным просторам они предпочитали большие деревянные лодки, известные как «илимки».
Эти лодки могли достигать до 15 метров в длину и часто использовались как передвижные дома в летнее время. Они оснащались берестяными шалашами и мачтами для парусов, а если не было ветра, то лодки двигались вдоль берега, их тянули люди или собаки. Вёсельные лодки были меньше и применялись только для переправ через реки.
С раннего детства мальчики-кеты обучались искусству строительства лодок. Сначала они строили маленькие «веточки», которые выдалбывались из цельного ствола дерева, под руководством более опытных мастеров, обычно своих отцов.
Что касается питания, кеты были довольно простыми в своих пищевых привычках. Когда охота не приносила результатов, они довольствовались лепёшками, которые пеклись прямо в золе. Муку они обычно получали от русских поселенцев, обменяв шкурки зверей, которых с выгодой продавали. В случае неудачи с рыбалкой или охотой, они могли поесть беличье мясо. Растения не играли значительную роль в их рационе, за исключением морошки, которую варили в рыбьем жире.
Одежда кетов была практичной и не отличалась разнообразием. Мужчины носили длинные распашные халаты и штаны, а на ноги натягивали шерстяные чулки и кожаные туфли. Женская одежда по дизайну была схожа с мужской, но отличалась яркостью тканей и наличием вышивок.
В зимний период женщины носили шубы из заячьего меха, которые подпоясывали кушаком с узорчатым рисунком. Костюм кетов был вполне уникален для Сибири, отличаясь от традиционной одежды других народов.
Важным элементом кетской культуры были праздники, на которых всегда выступал местный сказитель. Этот человек рассказывал о древних героях, животных и мифических существах, борющихся за добро и справедливость. Одним из таких героев был Бальнэ, чьё имя переводилось как «Черемуховая палица».
Он был известен своей черемуховой дубинкой, с помощью которой прогонял врагов. Некоторые учёные считают, что черемуха для кетов была священным деревом, а сам Бальнэ — своего рода мифическим богатырём, как Илья Муромец в русских былинах.
Термин «кеты» был введён лишь в 1920-е годы. До этого их называли остяками или енисейскими остяками. Этот народ первоначально жил на юге Сибири, но с IX по XIII века по каким то причинам начал движение на север, где взаимодействовал с такими народами, как хантами, селькупами и эвенками. Это взаимодействие сыграло важную роль в формировании уникальной кетской культуры. В дальнейшем предки кетов проникли ещё дальше на север, до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, где происходила ассимиляция энцев.
Те же кеты, которые остались на юге, с XVIII по XIX века постепенно растворились среди соседних народов. Благодаря этому процессу, в дальнейшем сформировались такие этнические группы, как хакасы, тувинцы, шорцы и северные алтайцы.
В XVIII веке кеты официально приняли православие, но это не означало полного забвения их древней мифологии. Вера в старых богов и духов продолжала оказывать влияние на их повседневную жизнь. Например, небо и природные явления ассоциировались у кетов с верховным божеством по имени Есь, который был главной фигурой их пантеона. Ему противостояла Хоседэм, злая хозяйка севера, которая, по верованиям, отвечала за все несчастья, болезни, порчу и смерть. Среди других мифологических персонажей кеты верили в Томэм — хозяйку перелётных птиц, которая также играла важную роль в их миропонимании.
Религиозные культы кетов охватывали разнообразные аспекты жизни, включая почитание огня и духов-стражей, которые охраняли семьи и территории. Некоторые культы были связаны с конкретными животными, например, медведем. Ловля медведя была важным ритуалом, поскольку считалось, что через это животное может прийти дух умершего родственника.
Эти верования нашли отражение в богатом фольклоре, который давал объяснения множеству природных и геологических явлений. Так, каменный хребет на восточном берегу Енисея был связан с мифом о герое Альбэ, который был превращён в камень после поражения от Хоседэм. В мифах также фигурировали другие значимые персонажи, такие как Кайгус — покровитель лесных животных, дарующий удачу в охоте, Кэлбэсам — злой обманщик, и, конечно, Бальнэ — богатырь, известный своей черемуховой дубинкой, с помощью которой он защищал свой народ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3