Хиркой называют плащ, рубища, которые носили суфии.
Принято выделять два основных вида хирок: хирка ирады (послушничества) и хирка табаррука (получения благодати). Хирку ирады носили мюриды (ученики). Когда шейх надевал ее на своего ученика, это символизировало, что он получает право воспитывать и обучать его так, как пожелает, а ученик обещает оставаться безоговорочно верным своему наставнику и присягает ему на верность. В суфийских обителях было принято проводить церемонии такого облачения. Они назывались ильбас-и хирка. Халифы (представители) шейха, отправленные в отдаленные места, могли надевать хирки на мюридов от его имени.
Хирка, которую носили люди, склонные к суфизму, но еще не присоединившиеся к тарикату, называлась хиркой табаррука. Предполагалось, что те, кто надел ее, будут получать благодать от суфиев, перенимать их этикет (адаб) и в конечном итоге поднимутся до уровня, на котором они смогут носить хирку мюрида. Для носящих хирку табаррука не устанавливались такие же ограничения, как для облаченных в хирку ирады. Им рекомендовалось лишь придерживаться положений шариата и не противостоять суфиям. Также было возможно носить хирку табаррука более чем от одного шейха, в то время как хирка ирады могла быть только от одного наставника.
Хирку могли надевать и муршиды, завершившие сулюк (воспитание у наставника) и получившие иджазу (разрешение заниматься наставничеством), чтобы получить благодать от шейха более высокого ранга. Такая одежда также называлась хиркой табаррука.
В своей книге под названием «Джавахир аль-асрар» ат-Туси упоминает еще три хирки, которые он называет хиркой таубы (покаяния), хиркой вилаята (святости) и хирка тасарруфа (владения). Хирка таубы – это плащ, который носили претенденты, намеревающиеся вступить в тарикат. Она символизировала, что человек отворачивается от этого мира и обращаются к загробной жизни, сожалеет о своем прошлом и готовятся к лучшему будущему. Хирка вилаята – это одеяния, которые носили завершившие свой путь сулюка дервиши, ее еще называли хиркой иршада (наставничества), хиркой хилафата (представителя шейха) и хиркой иджазы. Ученик, носящий такой плащ, был уполномочен направлять и обучать других как при жизни своего учителя, так и после его смерти. Хирка тасарруфа – это хирка, которую шейхи считали подходящими для некоторых людей после хирки таубы и до хирки ирады.
Наставник (муршид) выдавал письменное свидетельство под названием «иджазатнаме» или «хилафатнаме» ученику, на которого он надел хирку вилаята, подтверждая, что тот может заниматься наставничеством (иршад). В этом документе шейх указывал, кто надел хирку на него самого, и приводил свою цепочку духовной преемственности (сильсиля), перечисляя имена своих наставников одно за другим. Затем он писал имя ученика, на которого надел хирку, и, упоминая некоторые из его похвальных качеств, указывая тем самым, что тот достоин заниматься наставничеством.
Суфии также носили специальную одежду во время радений «сама» и собраний поминаний (зикр). Она называлась хиркой сама. Впадая в экстаз во время таких радений, они иногда сбрасывали ее или даже рвали. Такое поведение называлось тарх-и хирка, рами-и хирка, тамзик-и хирка. Поскольку считалось, что хирка, сброшенная или разорванная в состоянии экстаза, обладает некоторой святостью, были даже установлены некоторые правила относительно того, кому ее следует отдавать.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев