В сердце черной Африки — северного Габона — есть племена, приверженцы религиозного культа Бвити (bwiti), странного и страшного культа, замешанного на христианских проповедях белых миссионеров, соединенных с примитивными языческими верованиями Африки. Бвити, основанный на активном ритуальном использовании сильных галлюционогенов, и, особенно, на использовании алкалоидов растения ибоги (eboga) — одного из сильнейших галлюциногенов, для совершения своих обрядов, уже много лет является поводом для научных дискуссий о значении использования галлюционогенов в африканских культах в целом. Ранние формы бвити включали в себя человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм; позже вместо людей в жертву стали приносить цыплят.
Верования габонской секты, основанной на весьма своеобразной трактовке библейских сюжетов, уверенно объявляют Древом познания Добра и Зла ибогу, и именно ее отведали Обола и Биоме, африканские Адам и Ева. Бог создал Обола и всех мужчнам по своему образу и подобию, оставив в каждом из них свою невидимую божественную частицу. Поэтому братья по вере используют ибогу, чтобы посредством ее воздействия, почувствовать бога в себе, прикоснуться к нему. Однако, в отличие от хрестоматийных яблок, африканцы используют для достижение своих целей не плоды, а корни и кору ибоги, обработанные особым способом. В настоящее время специалисты считают культ Бвити основной монотеистической религией народов Экваториальной Африки. Согласно верований племени фанг, изначальное открытие воздействующего на психику растения приписывается пигмеям, которым доступны многие тайн экваториального леса. Часть этих знаний распространилась среди народов, первыми начавших использовать духовные практики Бвити.
Всеобщее применение ибоги народами племенами фанг ведет в грубокую древность, а начиная, приблизительно, с 1890 года начитается слияние древних культов с христианством. В сочетании с христианскими догматами, насаждаемыми миссионерами, применение ибоги во время богослужений и вызвало к жизни то, что стало синкретическим культом Бвити. Новая религия приобрела такую популярность, что, уже через несколько десятилетий, пересекла национальные границы Габона. Храмы Бвити возникли в Экваториальной Гвинее, в Камеруне, в Народной Республике Конго и в Заире.
Впервые здесь, в Габоне, были произнесены критические высказывание против католической церкви: "Мы — истинные христиане. Католики потеряли путь, который ведет к Христу; миссионер, предлагающий нам своего пресного Господа и требует, чтобы мы отказались от ибоги, не знает, о чем говорит."
Из-за своеобразной интерпретации Старого и Нового Завета, религию Бвити можно рассмотреть как эдакое "параллельное" христианство, имеющее собственное толкование библейских событий. Например, согласно Бвити, первородный грех был кровосмесительным сексуальным сожительством между Oбола и Биоме, первыми человеческими близнецами. Древо Жизни и Древо познания Добра и Зла — это ибога, а Всемирный Потоп — исторический факт, который имел место во время проходившего в крайне тяжелых условиях переселения народов фанг из Камеруна в Габон. Христианская Троица Бога-отца, Сына и Святого Духа представлена в Бвити как божественная Троица Нзаме, Гнингоне и Нoне. Ноне — зло, Дьявол. Нзами и Гнингоне создали первых людей, габонских Адама и Еву. Биоме-Ева зачала своего первого ребенка с Ноне, который вошел в нее в виде змеи. Первыми она родила трех детей: белого, черного и красного. Белый ребенок ассоциировался с Оболой-Адамом, черный имел цвет Ноне, цвет дьявола, а красный считался посланцем далеких миров. И только после этого были рождены еще двенадцать детей, ставшими впоследствии двенадцатью коленами израилевыми и двенадцатью апостолами. Дети Ноне стали обезьянами. После убийства брата Каин удалился в непроходимую чащу леса. Там он сожительствовал с подругой-обезьяной, от этого союза произошло племя пигмеев.
Естественно, такая, весьма вольная трактовка христианства вызвала мощное сопротивление со стороны официальной церкви. Миссионеры обвинили последователей Бвити в санкционированной наркомании и ритуальных убийствах с целью людоедства, преследования достигли своего пика в 1920-40 годах при поддержке французского колониального правительства. Действительно, поначалу в Бвити вошли различные ритуалы древних верований племени фанг, включающих в себя поклонение черепам и человеческие жертвы. Однако, за период от 1948 по 1969 годы произошли активные реформы культа и последователи Бвити исключили эти ритуалы из своих богослужений, а после объединения множества сект по религиозным и этическим признакам, Бвити стал частью движения национального и расового освобождения, приведшего к концу французского колониализма и образованию новой Республике Габон. И не было простым совпадение, что первый президент этой республики, Леон Ба, был последователем Бвити. Под его защитой, культ стал официальной государственной религией, в стране наступил период мира, который продолжается по сей день.
В каждом сообществе Бвити есть строгая иерархия. Самый высший и непререкаемый лидер сообщества — нима, он представляет нечто среднее между жрецом и священником, он поучает и разъясняет ритуалы, растолковывает содержание псалмов и Евангелия. Нганга ответственен за танцы, а комбо — налюдает за храмом и соблюдением проведения богослужений в нем. Наконец, есть игроки на музыкальных инструментов. Игрок священной арфы должен быть особенно чистым в духе и плоти; он подчинен особым обязательствам и табу и должен считать свою жизнь принадлежащей священной арфе. Женский лидер, йомбо, всегда присутствует в сообществах, она ответственна за ритуальное поведение прихожанок.
Вне культа, все эти люди ведут обычную жизнь, такую же, как и остальные жители деревни. Они имеют семью и работают, чтобы поддержать их. Африканцы считают, что быть одиноким и не иметь детей — это плохо. Они подают пример миссионерам, которые, зачастую, сексуально досаждают молодым черным мужчинам, посещающим их миссии, в то время как среди африканцев, за исключением тех, кто попал под влияние жизни больших городов, гомосексуализма не существует.
Путешествие к Богу.
Последователи Бвити являются настоящими экспертами по применению ибоги. Во время своих ночных служб группы из 20-50 человек, состоящих из всего населения деревни, включая детей и стариков, принимают этот галлюциноген, причем, соблюдаются меры предосторожности, каждому назначается индивидуальная доза, которую определяет нима. Таким образом, каждый прихожанин может чувствовать себя безопасно. Принявшие меньшую дозу наркотика следят за остальными, чтобы, если возникнет необходимость, оказать немедленную помощь.
Во всех сектах Бвити, инициирование — аналог христианского крещения — считается прямым контактом между человеком и богом, и это состояние вызвается посредством употребления корней и коры ибоги в больших количествах: доза при инициации, примерно, в 50-100 раз больше количества, используемого при обычных коллективных нгозе — богослужениях. Человек, которому предстоит инициация, должен принимать дозы ибоги в маленьких дозах несколько раз в течение 8-14 часов. Приему галлюциногена предшествует ритуал приношения жертвы лесу и его деревьям, а также исповедь перед священником, проводящим этот обряд. В исповеди должна быть освещена вся предыдущая жизнь инициируемого человека. Согласно обычаям племени фанг, грехи, имеющие антиобщественную природу — самые тяжелые. В случае, если при исповеди исповедующийся скрыл какие-то свои грехи, то считается, что прием ибоги может вызвать "плохое путешествие" с непредсказуемыми последствиями, могущим привести к безумию или — если скрытый грех был убийством — даже к смерти инициируемого человека. За всю свою жизнь последователь Бвити исповедуется только один раз, перед инициацией.
Инициирование, по мнению бвитистов, является уникальным моментом в жизни человека. Дальнейшие инициации необходимы только при получении священником более высокого сана. Под воздействием сильной дозы ибоги человек находится три дня и три ночи. В течение всего этого времени он лежит распростертым на полу храма и находится под наблюдением мужчины и женщины, рассматриваемых как "мать" и "отец", аналогично крестным отцу и матери в обычном христианском обряде крещения. По завершении ритуала человек должен будет уважать их и всю оставшуюся жизнь, считая своими вторыми родителями. "Крестные", наблюдая за своим подропечным, поют особые нежные песни под аккомпанимент священной арфы. На четвертое утро, они "пробуждают" крестника его от его долгого и трудного "путешествия". Человека, которого крестят таким образом (такую инициацию также называют "Крещением ибогой") наркотическое "путешествие" возвращает к истокам жизни и позволяет вступить в прямой диалог с Богом.
После завершения обряда посвящения, человек должен будет рассказать комбо содержание его видений, чтобы комбо удостоверился, что посвященный действительно "видел"; того, кто "видел", можно считать бандзи — крещеным в полном смысле этого слова. Через инициирование человек вступает в отношения с божественным и, наконец, находит свое место в этом мире. Он готов начать обновленную жизнь, радуясь ее проявлениям вместе с другими членами своего маленького сообщества.
Ибога воздействует на организм человека как бы исподволь, отличаясь в этом смысле от других галлюциногенных растений. В малых количествах она, видимо, замедляет метаболизм, но, чем больше доза, тем больше воздействие. Человек становится все более неподвижным, и вдруг начинает "видеть". Он пока еще понимает, что происходит вокруг, поскольку его интеллект еще существует, но случайные мысли, окутывающие мозг, постепенно ослабевают, они становятся все медленнее и медленее, а затем пропадают вообще. Зато начинают оживать другие чувства, и все пять чувств, смешаваясь, взаимно усиливают друг друга. Мир постепенно перестает быть загадкой, человек ощущает весь мир в себе.
Так воздействуют те малые дозы, которые человек, готовящийся к инициации, принимает при подготовке к приему основной, почти смертельной дозы, которой завершается инициирование. Вот тогда человек действительно начинает "видеть"! Так или иначе, ибога умеет изменять внутренние электрические колебания мозга, заторможенность человека доходит до такой степени, что он сверхчувствительно реагирует на физическом (экзореальном) уровне на события, которые происходят на других (эндореальных) уровнях.
Тело остывает, кажется, что человек больше даже не дышит, со стороны это выглядит, как будто человек находится в коме. Фактически, моторная координация не функционирует. В начале опыта человек ощущает себя неприятно, ему кажется, что он чрезвычайно болен. Иногда ему кажется, что он умирает. Став "мертвым", человек ощущает всю силу воздействия ибоги. В большей или меньшей степени, каждый, кто подвергся такому опыту, испытывает наступление "смерти". Это настолько трудная фаза, что у людей не хватает слов, чтобы потом описать свое состояние.
Бвитисты говорят, что если здесь, на земле, это растение называется называют ибогой, но на другой стороне, "там", это называют совестью.
Сейчас фактически есть две бвити: традиционная, «чистая» бвити, сохраняющаяся в глубине страны, и городская, обросшая христианскими элементами. Между ними есть различия: например, традиционная бвити предназначена только для мужчин, и женщинам принимать в ней участие нельзя (в этом случае для них предусмотрены специальные женские ритуалы нджембе), в то время как «адаптированный» вариант разрешает женщинам участвовать и даже вести церемонии.Сегодня бвити является одной из трёх официальных религий Габона; она помогает сохранить фундаментальные для новой республики национальные ценности, поэтому это движение довольно популярно среди правящей верхушки. В правительстве, полиции и армии практически все инициированы и регулярно покидают город, чтобы принять участие в ночных церемониях в соседних деревнях.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2