Окончил 6 классов школы, школу ФЗУ Верх-Исетского металлургического завода. После учёбы Речкалов работал на том же заводе электромонтёром, одновременно учился в аэроклубе.
После призыва в Красную Армию в 1938 году Григорий Речкалов был принят в Пермскую военную авиационную школу. Став в 1939 году военным лётчиком, Речкалов проходил службу в частях ВВС РККА Одесского Военного округа.
Несмотря на то, что медкомиссия определила у него дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк в звании сержанта. Полк находился в Молдавии и перевооружался на новые типы истребителей в течение лета. Тем не менее, эскадрилья Речкалова ещё имела на вооружении устаревшие И-153.
Начало Великой Отечественной войны спасло Речкалова от списания с лётной работы: командир полка проигнорировал очередное, губительное для пилота, заключение врачей.
Свои первые боевые вылеты (на штурмовку войск противника) Григорий Речкалов сделал на И-153 - биплане с синим хвостовым номером "13". В течение первой недели войны он выполнил около 30 боевых вылетов на штурмовку и провёл 10 воздушных боёв.
На этой же машине он одержал свою первую воздушную победу - 27 июня 1941 года залпом реактивных снарядов Речкалов сбил одного из атаковавших его Ме-109. Он говорил, что его 13-й номер "несчастливый для врага". На нём же он, правда, потерпел аварию из-за отказа мотора: оборвался шатун, и, скапотировав, Речкалов едва не погиб.
После аварии он стал летать уже на И-16 - тоже устаревшем, но не настолько, как И-153.
Вскоре Григорий Речкалов сбил сначала польский истребитель PZL P-24 (на них летали румынские лётчики), а затем - немецкий бомбардировщик Ju-88. 26 июля в районе Дубоссар при штурмовке вражеской колонны был ранен в голову и ногу огнём с земли, привёл машину на свой аэродром и угодил в госпиталь, перенёс там 3 операции - ранение в ногу оказалось достаточно тяжёлым.
После относительного выздоровления лётчик получил направление в запасной полк, но, узнав, что тот укомплектован только самолётами У-2, решительно повернул и уехал обратно в штаб ВВС округа. Там он добился встречи с командующим и сумел вытребовать направление на переучивание в истребительный полк. Только 30 марта 1942 года, освоив Як-1 и ещё раз побывав в госпитале - трудно выходил осколок, Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой полк - 55-й иап, получивший к тому времени гвардейское наименование (16-й гвардейский иап).
Здесь, на Южном фронте, он делает около сотни боевых вылетов, участвуя в 20 боях доводит число своих побед до 6, сбив 4 самолёта лично и 2 в составе группы.
В декабре 1942 года 16-й гиап отозвали с фронта для перевооружения на американские истребители P-39 "Аэрокобра".
К весне 1943 года, получив новые машины на Северном Кавказе, полк отправился на Кубань, где участвовал в грандиозном воздушном сражении. В первом же вылете, Речкалов и его командир Покрышкин сбили по одному Ме-109F в воздушном бою над станицей Крымская. 15 апреля Речкалов сбил Ju-88 в бою с большой группой бомбардировщиков. На следующий день - Ме-109 около станицы Холмская и ещё 2 Ме-109 до 21 числа.
Только за первые 2 недели воздушного сражения на Кубани заместитель командира 1-й эскадрильи 16-го гиап гвардии старший лейтенант Речкалов лично сбил в воздушных боях 8 самолётов противника (7 Ме-109 и 1 Ju-88) и был представлен к званию Героя Советского Союза.
На Кубани Речкалов воевал на "Аэрокобрах" P-39D-1, P-39D-2, с бортовым номером "40", одержал 19 побед, трижды уничтожив по 2 самолёта в одном бою и один раз - 3. Обычно он летал ведущим пары в группе Покрышкина.
24 мая 1943 года гвардии старший лейтенант Григорий Андреевич Речкалов стал Героем Советского Союза (одним из первых в своём полку).
Летом 1943 года во главе восьмёрки истребителей он с ходу на предельной скорости, сверху - в лоб, атаковал большую группу пикировщиков Ju-87 и лично сбил 3 из них. Его группа сбила тогда 5 "Юнкерсов" и один "Мессер".
Осенью 1943 года во время знаменитой "охоты над морем", открытой Покрышкиным, Речкалову удалось сбить 3 самолёта - 2 трёхмоторных Ju-52 - бензовоза в одном вылете и итальянскую летающую лодку "Савойя".
Он вёл бои над Азовским морем, когда весной 1944 года полк действовал в составе 4-го Украинского фронта над Крымом, летал с заданиями над Молдавией - в тех местах, где он совершил свои первые вылеты в войне.
Речкалов стал капитаном, заместителем командира полка с богатым боевым опытом. Но в июле 1944 года командир полка Борис Глинка был серьёзно ранен, и Речкалов стал временно исполнять его обязанности.
1 июля 1944 года гвардии капитан Григорий Андреевич Речкалов второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза за 48 личных и 6 групповых побед, одержанных им в 415 боевых вылетах и 112 воздушных боях (по данным на июнь 1944 года).
Отличительной чертой Речкалова было то, что он быстро улавливал идею каждого боя, и как бы не складывалась обстановка в воздухе, лётчик почти всегда доводил до конца начатую схватку, добиваясь победы. Его умение взаимодействовать с другими группами, позволяло уверенно вести бои с численно превосходящими силами противника.
Поистине классическим можно назвать воздушный бой, проведённый советскими асами 16 июля 1944 года. Во всём блеске проявились в нём боевые качества советских командиров и рядовых лётчиков.
12 самолётов 16-го гиап под командованием Речкалова в районе Сушно прикрывали от воздушных налётов наземные войска, находившиеся в исходном положении для атаки. Истребители ударной группы барражировали на высоте 2000 метров. Над ними с превышением 400-500 метров ходила группа прикрытия во главе с ведущим - гвардии подполковником Покрышкиным. Самый верхний ярус занимала группа поддержки под командованием Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Труда.
Вскоре было замечено, что курсом на восток движется большая группа вражеских машин. В ней насчитывалось более 30 Ju-87 и Hs-129 и 8 FW-190. Увидев наши самолёты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы.
Истребители Речкалова и Покрышкипа устремились в атаку на бомбардировщиков, а Труд связал боем истребителей. Закрутилась гигантская карусель. Своей четвёркой Покрышкин нанёс удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил Hs-129. Четвёртой атакой ему удалось поджечь Ju-87. Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеского бомбардиррвщика. Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла ещё 3-х "Юнкерсов". На выходе из четвёртой атаки Клубов удвоил свой счёт. Таким образом, на землю упало 9 сбитых вражеских самолётов.
Боевой счёт лётчика рос очень быстро, столь же быстро поднимался Речкалов и по командным должностям. После назначения Покрышкина заместителем командира полка, Речкалов становится командиром 1-й эскадрильи, а затем он был назначен командиром 16-го гиап.
Вскоре полк переместился на 1-й Украинский фронт и принял участие в Львовско-Сандомирской операции, затем воевал над Польшей, над Вислой и Одером. Последние бои Речкалов провёл над Берлином в апреле 1945 года.
К концу войны Григорий Речкалов стал самым результативным лётчиком летающим, на "Аэрокобре" (44 победы), большинство из которых он одержал на машинах P-39N-0 (номер 42-747) и P-39Q-15 (номер 42-547).
Наверное, ни у одного другого советского аса на личном счету нет такого разнообразия типов официально сбитых самолётов врага, как у Григория Речкалова. Здесь и бомбардировщики Hе-111 и Ju-88, и самолёты штурмовой авиации Ju-87 и Hs-129, и разведчики Hs-126 и FW-189, и истребители Ме-110, Ме-109, FW-190, и транспортники Ju-52, и даже относительно редкие трофеи - итальянская "Савойя" и польский PZL-24.
За годы Великой Отечественной войны Григорий Речкалов совершил 450 боевых вылетов, провёл 122 воздушных боя, в них сбил 61 самолёт лично и 4 в группе. До недавнего времени официальные цифры говорили о 56 сбитых лично и 6 в группе, но там не учитывались сбитые Речкаловым в 1941 году 3 самолёта (из-за сгоревших документов полка - помогли документы дивизии), вдобавок несколько "речкаловских" самолётов оказались записаны в счёт Покрышкина (это вызвало конфликт между асами).
После окончания войны Речкалов продолжал служить в ВВС: с августа 1945 года был инспектором-лётчиком по технике пилотирования 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса.
В 1951 году он окончил Военно-Воздушную академию в Монино, затем командовал авиадивизиями.
В 1959 году генерал-майор авиации Речкалов был уволен в запас.
После жил в Новосибирске, Москве, городе Жуковском Московской области. Написал книги "В гостях у молодости", "Дымное [или Пылающее] небо войны", "В небе Молдавии".
Генерал-майор авиации Григорий Андреевич Речкалов ушёл из жизни 20 декабря 1990 года, был похоронен в посёлке Бобровский Свердловской области.
#наркомпоиск #великая_отечественная_война #вторая_мировая_война #военнаяархеология #поисковыйотряд #военнаяистория #ww2 #вов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев