ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ БОЖИИМ?
Изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству имеет в учении веры особое наименование – предопределение Божие.
Предопределение Божие о блаженстве человека остается неизменным даже тогда, когда мы видим, что ныне человек не блаженствует. Это потому, что Бог, по предведению и по бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству через Единородного Сына Своего Иисуса Христа. «Избра нас в Нем прежде сложения (создания) мира», – говорит Апостол Павел (Еф.1, 4).
КАКОВО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ВООБЩЕ, И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ЧАСТНОСТИ?
Предопределение Божие по отношению к людям вообще и к каждому человеку порознь нужно понимать так. Бог предопределил всем людям даровать, и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства; а тех, кто даруемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет дарованные Им спасительные средства и идет показанным Им путем спасения, собственно предопределил к блаженству.
Слово Божие говорит об этом так: «ихже бо предуведе, тех и предустави» (предопределил) (Рим.8, 29)
В Изложении веры Восточных Православных Патриархов об этом сказано: «Поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил» (член 2-й).
ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ?
Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие по отношению к миру, и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим.
Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.
КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ?
О Промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте?» (Мф.6, 26). В этом изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особый – о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке.
Святитель Филарет Московский*
* Цитируется по книге:
Катехизис – святитель Филарет Московский. – М.: Благовест, 160 с. Обложка. Формат издания 125 х 200 мм. Эту книгу, а также другую православную литературу вы можете заказать по почте или с доставкой:
Учебная православная литература https://www.pravmolitva.ru/catalog/uchebnaya-pravoslavnaya-literatura.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев