)
Родился Христос. Волхвы достигли цели своего странствования: отдали почести Родившемуся. Получив во сне повеление от Ангела не извещать Ирода, хотевшего уничтожить Богомладенца, о месте Его нахождения, волхвы возвратились в свою страну, где и начали проповедовать о пришествии в мир Спасителя. Хитро и лукаво было покушение Ирода, задумавшего воспрепятствовать исполнению намерений Божиих. Но это было чистое безумие!
Враждебные Богу мир и диавол составили совет и собрались против Господа и Его Помазанника, но Он говорит им: Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится (Ис. 8, 10). Ирод посылает своих убийц умертвить Младенца Иисуса, но Бог разоряет его злой замысел. Он посылает Своего Ангела и говорит во сне Иосифу: Возьми с собою Младенца и Матерь Его и беги в Египет (Мф. 2, 13).
Ирод испытал, может быть, в первый раз в жизни, что утонченная хитрость его обманула лишь его самого. И в злобной душе осмеянного тирана тотчас созрело еще более страшное намерение, жестокостью которого он из желания достичь недосягаемого удивил мир.
Видя, что волхвы не возвратились в Иерусалим и не известили его о месте нахождения Богомладенца, Ирод в исступлении отдал жестокое повеление убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев, начиная от новорождённых и до двухлетнего возраста включительно. Он был уверен, что в числе их погубит и новорожденного Царя Иудейского.
Едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира о Рождестве Христовом, как на земле началась неслыханная война: с одной стороны – царь Ирод и весь Иерусалим, а с другой – Отроча Иисус и Его телохранители – младенцы Вифлеемские.
Варварское повеление было исполнено, и 14 тысяч невинных детей сделались жертвой честолюбивого властелина. Это страшное событие ознаменовало собой, что уничиженный с самого рождения Предвечный Младенец начал страдать – сначала страданиями ради Него избиенных. Да и сами младенцы Вифлеемские, крещенные не водой, а кровью, явились в преддверии христианской Церкви предтечами тех мучеников, которые своей кровью освятили осквернённую землю, чтобы она сделалась достойной к восприятию Божественного учения. Видно, у Господа Бога таков уж закон для земнородных: никакая радость, никакой мир на земле не обретается без скорбей и страданий…
Но как ни велики были власть и гнев исступлённого изверга, Богомладенец Иисус, охраняемый свыше, был вне всякого вреда от его ухищрений. Ирод не победил Божественнаго Отрочати: «Воинство младенцев, – по выражению святителя Филарета, – не предало Вождя своего в руки врагов, но своею кровию пожертвовало за жизнь всеобщаго Искупителя».
По словам преподобного Ефрема Сирина, «избиенные младенцы в двояком отношении сделались свидетелями избиенных праведников и обвинителями убийц. Ибо как Христа, называвшего Себя Богом, единодушно изгнали и из родного города удалили (см.: Лк. 4, 28–30), так же точно из-за Него избили неведущих и невинных младенцев, прежде чем они могли сделаться провозвестниками Его». Поскольку Ирод лишил матерей их любимейших детей, то и отмщение пало на трёх сыновей и жену его, и сам он погиб ужасной смертью.
По преданию, Вифлеемские младенцы были погребены в пещере вблизи места Рождества Христова – как первые мученики, принявшие смерть за Него.
(см.: Мф. 2, 16–18; ср.: Козни врагов наших сокруши... Дневники 1910–1917 / Архиепископ Никон (Рождественский). – М., 2008, с. 1195; Песнопения для паломников. – М., 2012, с. 90; Земная жизнь Пресвятой Богородицы. – М., 2015, с. 237–240; Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина. – М., 2015, с. 47–49; Отче наш. Беседы на молитву Господню / Сщмч Владимир (Богоявленский). – М., с. 68–69).
Православная литература https://www.pravmolitva.ru/catalog/pravoslavnaya-literatura.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев