русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель
Все мы знакомы с иллюстрациями к сказкам Александра Пушкина, которые стали настоящим украшением этих произведений. Их создал выдающийся художник-оформитель Иван Яковлевич Билибин (16 августа 1876 — 7 февраля 1942), ученик Ильи Репина.
Иван Яковлевич Билибин родился в семье военно-морского врача и был потомком древнего рода. Он всегда мечтал стать юристом и окончил юридический факультет Петербургского университета (1896-1900). Однако его увлечение живописью было настолько сильным, что он не мог остановиться. Иван Яковлевич посещал Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств (ОПХ), мастерскую А. Ашбэ в Мюнхене и школу М.К. Тенишевой, где обучался у И.Е. Репина.
Уже в 1899 году Иван Билибин начал создавать свои первые работы для журналов. В следующем году он стал членом объединения «Мир искусства» и продолжил обучение в качестве вольнослушателя в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств.
Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, которые издавались для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903). За ними последовали иллюстрации к другим сказкам и былинам, а также к произведениям А.С. Пушкина, среди которых особенно выделялись иллюстрации к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910).
Русская сказочная тема стала основной в творчестве Ивана Билибина. Он много путешествовал по России, особенно по Северу, и с большим интересом изучал русское народное и декоративное искусство. Художник рано выработал свой уникальный графический стиль, основанный на тщательно прорисованном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Этот стиль получил название «билибинский» и стал очень популярным, что привело к появлению множества подражаний.
Осенью 1917 года, в разгар революционных событий, Иван Билибин уехал из Петрограда в Крым, где владел участком земли. В начале 1920 года ему удалось добраться до Египта, где он жил сначала в Каире, а затем в Александрии. В это время он оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой и делал эскизы росписей для православного храма.
В 1925 году Иван Яковлевич переехал в Париж, где активно работал над оформлением 10 спектаклей. Среди них наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и леве Февронии» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина и «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (обе 1930). Кроме того, художник иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские.
В 1936 году Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической мастерской ИЖСА в Ленинграде, а в 1939 году стал доктором искусствоведения. В это время Иван Яковлевич оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» (1937) и «Полководец Суворов» (1939), а также выполнил иллюстрации к роману А.Н. Толстого «Петр I» (1937) и к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1939).
В сентябре 1941 года должна была открыться персональная выставка Ивана Билибина, но она так и не состоялась из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Осенью того же года художник отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда, заявив: «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают». 7 февраля 1942 года Иван Билибин умер от истощения. Его похоронили в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1