В настоящее время в России формируется Стратегия развития образования до 2040 года, и она должна быть привязана к национальной цели — переходу к научно-технологическому развитию страны. Однако кадровое состояние российской науки не позволяет это сделать. Такие выводы следуют из результатов исследования, опубликованных в журнале "Высшее образование в России".
Как отмечают авторы из МГУ, с момента распада СССР количество человек, профессионально занимающихся в России научными исследованиями и разработками, неуклонно снижается. Параллельно с этим в США, Европе и Китае оно все время увеличивается. В России же доктора наук и кандидаты наук все больше уходят из науки. Так, в 2015-2023 гг. число кандидатов наук, выполнявших научные исследования и разработки, упало с 83 тыс. до 70 тыс. (на 17%), а докторов наук — с 4,4 тыс. до 1,2 тыс. (почти в 4 раза). Общее же количество исследователей снизилось на 10%. То есть наблюдается интересная закономерность: при продвижении по ступеням "научной иерархии" происходит отпадение ученых от науки.
С 1990 года в России возникла и устойчиво сохраняется тенденция уменьшения числа научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, проектных и проектно-изыскательских организаций, промышленных предприятий и одновременного роста числа высших учебных заведений. Одновременно число вузов, осуществляющих научные исследования, существенно выросло. Вероятно, речь идет о том, что произошел отрыв науки от производства, а "научные исследования" в вузах стали большей частью регулярными статьями и отчетами вне связи с практикой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев