На этой неделе стало интересно посмотреть, что происходит в этом году с размещением государственных облигаций. Не так давно занимался вопросами структурной политики размещения государственных облигаций. Из этих вопросов у меня появился ряд странных выводов, которые очень наглядно демонстрируют глубину связей наших денежных властей и банковских структур. Все мы знаем, что бывшие высокие руководители органов власти после окончания своей службы уходят непосредственно в те организации, с которыми они работали.
Минфин в данном случае не является исключением. Однако, в отличии от сотрудников ЦБ свою полезность Минфиновцам приходится доказывать гораздо более рискованными способами, например посредством размещения государственных облигаций, максимизирующих прибыль коммерческих банков. На мой взгляд очень хорошо это демонстрирует история размещения ОФЗ в этом году.
Начнем с того, что если мы посмотрим на хронологию и структуру размещения облигаций, то можем заметить очень интересную закономерность: за первые шесть месяцев Минфин размещал исключительно ОФЗ-ПД (с фиксированным доходом):
• из 43 аукционов и ДРПА – 40 пришлось на фиксированные бумаги и только 3 на ОФЗ-ИН (привязанные к инфляции);
• При этом из 3 аукционов ОФЗ-ИН – 2 не состоялись, а третий по объему был самым маленьким из всех размещений за год.
Делал это Минфин исключительно в перспективе того, что ЦБ в летний период может начать понижать ключевую ставку, что неминуемо потянуло бы за собой доходность облигаций. Простыми словами это означает простыми словами: Минфин размещал долговые бумаги, максимизирующие прибыль банков, делал он это де тех пор, пока не стало понятно, что ЦБ ставку будет скорее всего повышать. Как только стало понятно, что впереди нас ждет очередной виток ужесточения ДКП, Минфин начал резко размещать ОФЗ-ПК (с плавающей ставкой). Делать он это начал с такой самоотверженностью, что за последние 4 месяца их общая доля в структуре размещения составила 52%, а доля в объеме размещения по номиналу за год – 21,5%.
При этом реакцию рынка хорошо отражает Коэффициент удовлетворения спроса (КУС), который на ОФЗ-ПК пошел резко вниз (и составил в среднем 0,1428, что существенно ниже среднего уровня КУС 0,3713), а на ОФЗ-ПД – резко вверх (0,4450 против среднего уровня 0,3713). То есть рынок после повышения ключа отдавал предпочтение ОФЗ-ПД, а Минфин (понимая, что в сентябре нас скорее всего ждет еще одно повышение), продолжал их толкать в сторону переменных облигаций, спрос на которые по итогу был минимальным.
Как не прискорбно это признавать, но совокупность этих фактов говорит о том, что против нашей страны работает не только ЦБ, но и Минфин. Не зря же Набиуллина является замом Силуанов в МВФ…
@naebrosh https://t.me/naebrosh/582
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев