Рукою Божею земля
Была сотворена столь дивно;
Животворящие поля
Плодоносили так обильно.
И воздух был здоров и чист,
И вкруг цветы благоухали,
И птицы радостно пархали,
Не увядал весны там лист.
Бог насадил в Едеме рай,
Что находился на востоке;
Прекрасный орошала край
Вода в Едемовом потоке;
Там, в радостном раю, росли
Приятные на вид деревья,
Плоды хорошие несли,
Плоды для пищи и веселья!
Ещё два древа посреди,
Названье первой, «древо жизни»,
Второй, «добро и зло» роди,
Чужбину предпочтив отчизне.
Бог поселил Адама в рай,
Чтоб сад заботливо хранился;
И заповедал: «ешь, срывай
Со всех дерев... чтоб сохранился –
Плодов познания не трожь!
Вовек ты смертью не умрёшь,
Когда послушливость покажешь
И тем любовь свою докажешь».
Кто равен змею в красоте,
Кого Господь творил когда-то?
Когда парил на высоте,
Блистал красою чистой злата!
Там выше не было того,
Кто в небе Люцифе́ром звался!
Он сам, не зная для чего,
Господней славы добивался;
О как он принимать любил
Поклоны ангелов смиренных!
О как безжалостно губил
Христа служителей блаженных!
Он яд сомненья заронил
В умах всех ангелов Господних:
Закон небесный устранил;
Теперь он в муках преисподних.
Но всё ж Архангел Михаил*
Был чином выше херувима*:
Был тот Он, Кто его творил,
То знать тебе необходимо:
Когда хотел Отец и Сын
Из праха изваять Адама;
Остался Люцифе́р один,
И думы навевал упрямо:
Он говорил: «зачем Отец
К Себе меня не приглашает,
Когда красы моей венец
На небе ярче всех сияет?
Я запевала! я поэт!
Любимец неба! не иначе!
Меня мудрей на небе нет!
Да и одет я всех богаче...»,
Он возмущался: «почему
Отец так возвеличил Сына?
Зачем все кланяться Ему?
За что так обожают сильно?..»
И Бог с любовью освятил
Вопрос столь важный Люцифе́ру
И всем, кого Он так любил,
Раскрывши им сокрыту сферу:
Сказал Отец: «Я все творил
Рукой возлюбленного Сына...»,
И мрак мучительного сплина
В тот миг, казалось, отступил:
Тогда все пали пред Христом,
Сказав: «твои, твои по праву!..»,
И Светоносец* пал лицом,
Творцу воздав законну славу.
Грех завистью вошёл в наш мир,
Той завистью, что в нём кипела,
Когда попрал любви сапфир
Ногами сильными он смело;
Он говорил: «хочу, как Бог!»,
Он власти Бога добивался,
Души же роковой порок
Изъять из сердца не пытался;
Как часто было втайне он,
Когда был славой окружён,
Своей красою красовался,
Своим величьем упивался;
Как гордый дух ожил потом
В мятежном сердце херувима,
Так явно стал Христа врагом,
Сказав: «война необратима!»
И вот, произошла война
На чистом, безмятежном небе;
Противник Бога, сатана,
Закован был в законны цепи
И духи злые тоже с ним...
Низвержены на землю были;
И нет уж в небе место им,
Когда Творца любить забыли,
Ходя в смирении пред Ним
И волю исполняя Божью.
Но снова злобный херувим
Пустой их обольщая ложью,
Им говорит: «пока о нас
Пройдётся слух по всей Вселенной,
Конечно, я предвижу шанс,
Греша, жить жизнию нетленной,
Когда имею ум такой,
Такой величественно-царский!
Своей пытливою главой
Я разработал план пиратский:
Коль знают все о мятеже,
Я тайно продвигаться буду;
И там уже, на рубеже,
Прибегну к хитрости и чуду!
И землю выберу я ту,
Где б не было народу масса;
Я землю юную найду,
Где б одурачить больше шанса!».
Коснеет злобный сатана
В грехах тлетворного порока;
В мечтах возвысится до Бога,
Талант, используя, сполна!
Уж близиться лукавый стал
Змеёй к таинственному древу;
И разместившись, ожидал
Адамову прекрасну Еву.
Когда случилось, отошла
Впервые Ева от Адама,
Ко древу смерти подошла
Самоуверенная прямо,
Та́к мыслила в себе она,
Любуясь сочными плодами,
Пока коварный сатана
Глазел змеиными глазами:
«Зачем Бог воспрещает нам
Ни есть, ни даже прикасаться
К сим соблазнительным плодам?
Чего нам должно опасаться?».
Вражды настал удобный час:
Сего враг добивался долго!
И как бы невзначай, но колко
Промолвил мелодичный глас:
«А подлинно сказал ли Бог:
Не ешь ни от какого древа?», –
Змей так ласкать словами мог,
Что зачарованная Ева
Легко ответ даёт ему:
«Плоды дерев вкушать мы можем,
Один запрет – плоду сему,
Себя мы смертью уничтожим,
Как только есть его начнём», –
Сказал нам Бог. И змей ответ дал:
«Дар речи я обрёл потом,
Когда сии плоды отведал;
Нет, не умрёте, знает Бог,
Вкусив добра и зла итог,
Богами сделаетесь сами
Потом, прозревши очесами!»
С каким великим торжеством
Сплетал он гибельные сети!
С каким коварным мастерством
Толкал на грех невинну леди!
Змеиной лести яд плескал
На очарованную Еву,
Главой талантливой блистал,
Чтоб соблазнить её ко чреву!
Как скоро действовать он стал,
Запретный плод вложив ей в руки!
Как лихо цели достигал
И применял лукавы трюки!
Нисколько не жалел о ней
Дракон, озлобленный на Бога.
Он как искусный чародей
Превозносил её высоко,
И отвечал: «ты держишь плод,
А до сих пор не умираешь,
А как его положишь в рот,
Так скоро божество познаешь!»
Срывает Ева от плодов
И ест и больше не боится,
В себе предчувствуя богов,
Спешит к Адаму поделиться:
«Адам, Адам, на древе там,
Я мудрого встречала змея,
Он говорил к моим устам,
Любовью чистой пламенея;
Как змей тот добр и ласков был!
А как красу мою хвалил,
Адам! И мне теперь известно
Зачем то дерева запретно!».
Стоит задумчивый Адам,
Незапной вестью поражённый,
Во тьму заране погружённый,
Жены не внемля словеса́м.
Молчит он, но души борьба
Видна на бледном лике мужа;
И молвит он, душой скорбя:
«Ужель была такая нужа
Тебе довериться тому,
Кто бунт поднял в блаженном небе,
Распространял коварну тьму?..
Как зришь добро в запретном хлебе,
Когда тот змей тебе солгал?
Господь же нас предупупреждал,
Сказав: "как древа плод сорвёте,
Так сразу смертию умрёте!"».
И посему-то злой народ
К Творцу неверье проявляет,
Он говорит: «Владыка лжёт;
Он сам грешить нас заставляет;
Глаголал Он: "умрёшь в тот день,
Когда ты вкусишь плод запретный",
А как не зрим мы смертну тень,
Выходит глас Отца священный
Лжёт, лжёт? И как они не мрут,
Бог явно извращает суд!», –
Так рассуждает мир подсудный,
Свой дух оправдывая блудный!
Адам себе не представлял
Жизнь без своей любимой Евы,
Любви он ради быстро взял
Пожать змеиной лжи посевы.
Наги́ осталися они,
Вкусив плоды непослушанья;
Смоковны листия сшили́
Для внешнего опоясанья.
Как глас Отца в прохладе дня
Им слышется в прекрасном саде,
Меж дре́вами, судьбу виня,
Они сокроются в досаде.
Так мир проклятием дыша,
Всё ропщет на тропу земную,
Грехами гнусными греша,
Не залечи́т пяту больную;
Не даром рёк царь Соломон:
«Мы сами путь свой извращаем,
А за несчастной жизни стон
Творца винить не прекращаем...».
За что Творца, за что Его,
Когда Он жизнь тебе дарует?
Когда покушать есть чего,
Душа сыта, не голодует?
Воззвал к Адаму Бог Его,
Сказав Адаму: «Áдам где ты?»,
Как будто Он не знал чего,
Как будто есть Ему секреты.
Творцу Адам ответил так:
«Твой глас услышав, убоялся,
И скрылся, потому что наг,
Без света ризы что остался».
Вот грех доводит до чего,
Когда-то с радостью встречали,
Теперь чуждалися Того,
К Кому стремились так, вначале.
И Бог сказал: «не ел ли ты
От древо, что запретным было,
Плоды греховной наготы
В тебе не это ль породило?», –
А Богу так он отвечал:
«Жена, которую Ты дал,
Она дала, и ел от древа», –
А так ответствовала Ева:
«Змей плод тот в руки мне вложил,
Он обманул меня – я ела,
Зачем Ты змею разрешил,
Что сделал он такое дело?!», –
Жена и муж её Адам
Вину на Бога возлагали,
Что оправдание грехам
Душою трепетной искали.
Теперь злых ангелов глава
Судьёй наказан будет строго,
Когда проклятия слова
Звучат из уст святого Бога:
«Ходить на чреве будешь ты,
И прах земли куша́ть ты будешь;
Дотоль не избежишь вражды,
Доколь возмездья не получишь!
Хотя б на небе ты летал,
Златыми крыльями блистая,
От древа райского срывал
Как человек, плоды вкушая», –
А Еве так сказал Господь:
«В беременности скорбь умножу,
Рождать в болезни будешь плод,
Покуда зло не уничтожу»,
Ешё Господь ей говорил:
«Любви забудь раве́нство сил:
Ты будешь мужу подчиняться,
Учясь его не удаляться!», –
Адаму же Господь сказал:
«За то, что Еву ты послушал,
За то, что взял плодов и кушал,
Любовию опасной пал,
За то и проклята земля!
Теперь со скорбью хлеб есть будешь;
Животворящие поля
Шипами терния загубишь!
Узрев жестокой смерти страх
Во мраке преисподним ада,
Ты снова возвратишься в прах,
Откуда взят ты был когда-то!».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог не хотел, чтоб человек
Познал страдание и горе,
Но чтоб любовь Господня ввек
Сияла во счастливом взоре,
Он людям даже запретил
Плодов познания касаться!
Любя, дитя Своё просил
Во власти зла не оказаться.
Конечно, Бог их просветил
Об отступлении великом;
О сатане, что соблазнил
Треть ангелов Архистратигом,
Словами зависти гнилой:
«Творец нечестно возвеличил
Христа, поставив нам главой;
Свободу воли ограничил,
Дав ангелам святым Закон:
Когда мы святы, что нам он?
Нет, согрешить нам невозможно:
Бог нас запугивает ложно!», –
Сим духом мир охвачен весь:
Для них слова Отца суровы,
А лёгких Заповедей весть –
Рукам тяжёлые оковы!
«На что нам надобен Закон, –
Они глаголют непрестанно, –
Когда не даст нам счастье он,
Зачем блюсти его напрасно?..»
А ведь любви отцовский глас
Душе спасение вещает;
Лишь то, что не счастливит нас
В Своём Законе воспрещает.
Не ищет нашего, но нас
Залог небесного согласья.
Любви спасительный наказ
Даёт для истинного СЧАСТЬЯ !!
СВЯЩЕННЫЙ СПРАВОЧНИК
* Архангел Михаил – это есть Сын Божий, Иисус Христос.
* Светоносец – это Люцифер, то есть сатана.
* Херувим – это могущественный ангел, который после Архангела Михаила, то есть Сына Божьего, Иисуса Христа, был возвеличен Богом превыше всех, он обладал наивысшим могуществом и славой среди всех небожителей, он был первым среди осеняющих херувимов, а теперь он – падший ангел, сатана!
* Змей – это сатана, который принял образ змея и проник в Едем. До грехопадения змей представлял собой прекрасное крылатое создание. Когда он летел над землёй, то сиял, как очищенное золото. Он не передвигался по земле, а летал по воздуху и питался, как и человек, плодами деревьев. Сатана вошел в змея, разместился на дереве познания добра и зла и стал не спеша есть его плоды.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 135