Сначала ученики практикуют относительную бодхичитту, шесть совершенств и различные методы накопления заслуг. Они получают теоретические учения по главе запредельной мудрости, по воззрению глубокой пустоты. Практикуя медитацию в течение многих лет, они совершенствуют свой ум, пока в какой-то момент времени из их практики медитации естественным образом не возникает понимание глубокой пустоты.
Другая традиция знакомит квалифицированных учеников с самого начала с воззрением на глубокую пустоту в сочетании с практикой медитации. В этом подходе мастер начинает с того, что дает ученикам указующие наставления, знакомя их напрямую с их природой будды. Благодаря указующим наставлениям ученики становятся способными практиковать единство искусных средств и запредельной мудрости. Ученики с современным образованием могут легко понять теоретические учения о запредельной мудрости. Однако такой схоластический подход нелегко приводит к подлинному распознаванию природы будды, поскольку природа будды находится за пределами теоретического понимания. Указующие наставления от подлинного мастера являются прямым и опытным введением в природу будды.
Современным ученикам сложнее понять причины практики учений об искусных средствах. Они нелегко принимают и ценят учения о преданности, сострадании и отречении. В наши дни многим людям нужны глубокие учения о том, почему и как собирать накопления заслуг. Их нужно очень подробно обучать тому, как мудрость и заслуга усиливают друг друга. Для современных людей учения о карме, т. е. законе причины и следствия, не так легко принять. Традиционные тибетцы впитывают эти учения без особых размышлений, будучи воспитанными в буддийской культуре. Тибетцы, не получившие современного образования, находят учения о мудрости или запредельном знании более трудно понятным. Средний тибетец предпочтет практики накопления заслуг реальной практике мудрости. Они полагают, что учения о мудрости и запредельном знании предназначены в первую очередь для монахов и лам, а не для мирян. На самом деле, если практиковать без признания природы будды, методы искусных средств для накопления заслуг очень медленно приводят к восходу мудрости или трансцендентного знания. С другой стороны, практикуя только мудрость, практика может не процветать, подвергаясь опасности стать сухой и безжизненной, лишенной сока преданности, сострадания и бодхичитты. Мудрость подобна огню, легко усиливаемому топливом искусных средств. Самый быстрый путь к просветлению — объединение практики запредельного знания с практиками искусных средств.
Практикующие в традиции сутры применяют методы искусных средств, чтобы прийти к признанию трансцендентного знания.
В традиции Дзогпа Ченпо, Великого Совершенства, мастер знакомит ученика напрямую с мудростью, с трансцендентным знанием. С этого момента ученик использует методы искусных средств как улучшение мудрости. Для любого практикующего Великое Совершенство или Махамудру этот текст Бодхисаттва-чарьяватара является сокровищницей техник улучшения. Практикующие Великое Совершенство и Махамудру, которые не знают, как улучшить свою медитацию на воззрении, смешивая ее с методами искусных средств, такими как те, которым учат в Бодхисаттва-чарьяватаре, к сожалению, не смогут быстро пройти пути и уровни.
«Комментарий на Бодхичарья-аватару» / Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев