13 ноября в литературной гостиной музея Н.П. Огарева состоялось научно-творческое мероприятие из цикла «Портрет на фоне поколений». Этот цикл мероприятий знакомит наших студентов с окружением Н.П. Огарева, таким образом расширяя их кругозор об общественно-политическом движении и о литературном наследии России. В этот раз студенты Историко-социологического института делали презентации о жизни и творчестве Николая Гавриловича Чернышевского.
Публицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, Николай Гаврилович Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии и литературоведения и самой литературы.
Николай Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника. Он рос болезненным ребёнком и страдал от плохого зрения. Друзьями его детства стали книги, которые Чернышевский поглощал в огромном количестве. До 14 лет Николай получал домашнее образование под руководством своего отца.
Юность Чернышевского прошла в Саратовской духовной семинарии, куда он поступил в 1843 году, однако разочаровался в ней и три года спустя перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Учёба в Петербурге сформировала мировоззрение будущего писателя: именно здесь он познакомился с творчеством философов-материалистов, работами учёных-естествоиспытателей, а также с идеями социалистов и революционеров. С 1854 по 1862 гг. Николай Гаврилович работал в журнале «Современник», и этот период стал самым плодотворным в творческой биографии Чернышевского. Выступая как писатель, литературный критик, редактор и организатор, он написал множество статей на общественно-политические темы, а также философские сочинения. В 1855 году Чернышевский представил свою магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где доказывал тесную связь литературы и общественной жизни и критиковал теорию «искусства ради искусства». Степень магистра он получил лишь в 1858 году.
Одновременно с литературной деятельностью Николай Чернышевский вёл и деятельность общественную. Он считался идейным вдохновителем общества «Земля и воля», выступал против монархии и даже против реформ Александра II, так как считал, что постепенные реформы и отмена крепостного права «сверху» ослабят революционные настроения в обществе. Летом 1859 года Чернышевский сумел выехать в Лондон, где встречался с А.И. Герценом, однако разногласий между ними было больше, чем сходства. Однако именно Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев были основателями русского (общинного) социализма. Разработанные ими идеи были подхвачены народниками, а позднее, в начале XX в., легли в основу программных документов социалистов-революционеров и других крестьянских партий.
С Н.Г. Чернышевским у Н.П. Огарева были сложные отношения (имеется в виду период, когда велось дело об Огаревском наследстве). Неприятным следствием этой истории была вражда между некрасовским «Современником» и «Колоколом» Герцена и Огарева. Эти издания, в сущности, ставили перед собой похожие цели, но не могли согласовать своих действий из личной вражды Герцена и Огарева к Некрасову. Когда Некрасов в надежде на примирение приехал в Лондон объясниться, Герцен отказался встречаться с ним. Таким образом, репутация Некрасова оказалась сильно подорвана, хотя в деле огаревского наследства его роль не до конца очевидна.
Но, тем не менее, когда царскими властями был прикрыт «Современник», Огарев вместе с Герценом собирались печатать материалы журнала «Современник» у себя в Вольной русской типографии.
В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией Н.Г. Чернышевский назывался «врагом Российской Империи номер один». Поводом для его ареста послужило перехваченное полицией письмо Н.П. Огарева Николаю Александровичу Серно-Соловьеву, русскому революционеру и публицисту, который был одним из организаторов «Земли и воли», с припиской Герцена, в которой упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне. Приписка гласит: «Мы готовы издавать "Современник" здесь с Чернышевским, или в Женеве. Печатать (в "Колоколе"— “Ъ”) предложение об этом? Как вы думаете?».
Этого было достаточно для полиции, чтобы сделать определенные выводы.
Н.Г. Чернышевский об Н.П. Огареве и его творчестве написал немало статей, где видное место занимает небольшая по объему, но чрезвычайно важная в историко-литературном отношении статья «Стихотворения Н. Огарева», опубликованная в 1856 году в «Современнике». По мнению Чернышевского, Н.П. Огарев «имеет право занимать одну из самых блестящих и чистых страниц в истории нашей литературы», потому что в лирическом герое его стихотворений отразился «тип» лучших людей минувшего десятилетия с энтузиазмом и благородством их стремлений.
«С любовью будет произноситься, и часто будет произноситься имя господина Огарёва, и позабыто оно будет разве тогда, когда забудется наш язык». Н.Г. Чернышевский
Студенты, выступающие на мероприятии, очень ответственно подошли к подготовке презентаций. Они ярко и эмоционально прочитали свои сообщения. Некоторые докладчики так обстоятельно погрузили присутствующих в тему, что вызвали шквал вопросов у присутствующих гостей: это Захар Степанков (301 группа н/п "История"), Артем Панчин (305 группа н/п "Политология") и Тамара Бурдина (108 группа н/п "Политология").
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев