ЧАСТЬ 3
«В 1949 году на рассмотрение Всесоюзного художественного Совета и ЦК ВЛКСМ – мы представили 2,5 метровую модель и пять бюстов молодогвардейцев. Проект нам утвердили и было разрешено переходить к строительству монумента.
Для работы над памятником нам предоставили место в Москве, в большом помещении у Рижского вокзала. В 1951 году мы закончили работу над памятником и приступили к формовке. Памятник отлитый в гипсе отдельными деталями упаковали в ящики и отправили в Ленинград для отливки в бронзе на завод Монументскульптура. А скульптуру отлитую, собранную и зачеканенную – авторы опять проработали, уже окончательно.
Затем весь памятник тонировали, придав ему ровный, одинаковый цвет. Пьедестал для скульптуры выполняли Киевские реставрационные мастерские. Он был выполнен из розового гранита Токовского карьера Днепропетровской области.
Надзор за изготовлением пьедестала вел архитектор Александр Сидоренко (бывший харьковчанин).
Подъемом скульптурной группы на пьедестал руководила специальная группа, прибывшая из Ленинграда и Киева.
И вот настал прекрасный, волнующий день 12 сентября 1954 года, день открытия памятника.
С раннего утра Краснодон был буквально до отказа переполнен машинами, автобусами, людьми колоннами с флагами и транспарантами. Повсюду царили оживление и радость. Торжественным и красивым был этот праздник. Народу собралось столько, что даже на трибунах трудно было пошевельнуться.
А к 11 часам, когда была перерезана лента, спало шелковое покрывало и перед народом, словно живые предстали бронзовые герои – ликованию не было предела. Все пришло в движение! Кричали - ура! Пели, плакали, произносили речи. Море людей бушевало у подножия монумента.
Началось возложение венков и цветов. Скоро цветы покрыли весь пьедестал, до самой скульптуры.
Несколько дней разъезжались гости из множества городов. Каждый старался увезти побольше фотографий.
А по просьбе Ленинграда, где отливался памятник, был сделан повторный отлив для их города. Этот монумент героям Краснодона высится в городском парке у Нарвских ворот.
Скульптор Манизер сравнил памятник с народной эпопеей, с колокольным звоном из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
© Музей «Молодая гвардия», 2015.
© Луганцева Г. М., 2015.
© Подобная М. В., 2015.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3