Новый год - новые задумки (или возобновление прежних, очень интересных). С радостью представляем вам рубрику "История одного экспоната", в которой мы регулярно будем освещать самые любопытные, удивительные и привлекательные экспонаты из фондов нашего музея.
А первый в очереди - почтовый ящик. Приятного прочтения ;)
Январь – месяц подарков, новогодних украшений, самых теплых воспоминаний из детства. Предмет, о котором пойдет речь, является символом радости и ожидания чуда, подарков, открыток, весточек от родных, тесно связанный с новогодними праздниками и приятными сюрпризами – почтовый ящик.
Развитие почтовой связи в России XIX века тесно связано с появлением почтовых ящиков. Хотя первые отправления появились ещё в начале девятнадцатого столетия, официальное распоряжение об их установке по всей стране было издано лишь в 1848 году. Это событие стало важным шагом в модернизации почтовой системы, которая до этого момента полагалась в большей степени на ручную доставку корреспонденции и курьерские службы.
Первоначально почтовые ящики изготавливались из дерева, отличаясь простотой конструкции, но со временем их производство перешло на металл, что обеспечивало большую долговечность и защиту от неблагоприятных погодных условий. На всех ящиках, независимо от материала, обязательно присутствовал узнаваемый символ почты – стилизованный конверт, который со временем видоизменялся, отражая изменения в дизайне и символике почтового ведомства. Цветовая гамма также претерпевала изменения, начиная от традиционных темных тонов дерева и заканчивая яркими красками, которые стали использоваться в XX веке. Однако основная функциональная конструкция оставалась неизменной.
Интересно, что простая конструкция почтового ящика стала источником вдохновения для создания различных предметов быта и декора.
Один из ярких примеров – популярная в начале XX века жестяная ёлочная игрушка-сюрпризница в форме почтового ящика. Изготовленная в Москве, эта миниатюрная копия почтового ящика, маркированная клеймом «А. Жако и Ко.», представляет собой не только ёлочное украшение, но и небольшую копилку или контейнер для сюрпризов. Эта игрушка, датируемая до 1917 года, отражает распространённое в то время положительное отношение к почте, которая ассоциировалась с радостными известиями, письмами от близких, красочными открытками и долгожданными журналами.
В советский период почтовые ящики-сюрпризницы пережили свое второе рождение. Появление этих игрушек как массового явления связывается с концом 1930-х годов, хотя точная дата начала производства остается предметом споров. Некоторые исследователи ссылаются на открытку 1938 года, где изображена такая игрушка, в то время как другие утверждают, что первые подобные изделия появились уже в 1936 году. Производство осуществлялось в небольших артелях и кустарных мастерских, что объясняет некоторое разнообразие в дизайне и качестве исполнения. Эти игрушки, часто выполненные из картона, папье-маше или жести, становились для детей не только украшением новогодней ёлки, но и захватывающим источником сюрпризов – в них помещали конфеты, мелкие игрушки или записки с поздравлениями. Интересно отметить, что расцвет производства подобных игрушек совпал с активным развитием художественного воспитания детей в СССР.
В Центральном доме художественного воспитания детей (ЦДХВ), позднее преобразованном в Институт художественного воспитания (1946 год), разрабатывались программы по различным видам творчества, создавались сценарии для детских спектаклей и фильмов, радиопередач. В учебных пособиях, например, описаниях различных поделок для детей, нередко упоминались самодельные игрушки в форме почтовых ящиков, что свидетельствует о популярности этого мотива в детской культуре того времени. Вероятно, простая форма и функциональность почтового ящика, ассоциирующаяся с чем-то приятным, делали его привлекательным прототипом для детской игрушки, способствуя развитию воображения и творческих способностей.
После войны похожие игрушки производили на фабрике «Советский картонажник» в Ленинграде. При этом картонный почтовый ящичек поступал сначала на кондитерскую фабрику, где в него упаковывали конфеты, а уже после – на прилавки магазинов. Делались конфеты на фабрике имени Конкордии Самойловой Наркомата пищевой промышленности РСФСР.
Игрушка в форме почтового ящика, таким образом, стала не только отражением развития почтовой системы, но и символом радости и ожидания чуда, тесно связанного с детством и новогодними праздниками.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев