С. Пушкина была Татьяна Алексеевна Маврина (1900-1996), чьи работы в этой области снискали множество наград и принесли ей мировую известность. Ее ставят в один ряд с Васнецовым, Билибиным и Поленовой. Юмор и поэзия русских народных сказок и сказок А.С. Пушкина были знакомы и близки ей с детских лет. Маврина писала: «Уже и не вспомнишь, когда выучила наизусть пролог к «Руслану и Людмиле», кажется, с ним и родилась. Сначала был Пушкин, потом уже сказки». Главное отличие иллюстраций Т. А. Мавриной – яркость, красочность, богатство цветового оформления, экспрессия и необычная манера. Она создала замечательные работы к пушкинскому «Лукоморью» и другим произведениям.
Т. А. Маврина прожила долгую, насыщенную творчеством жизнь. Ее стиль, несомненно, узнаваем: она обращалась к приемам городецкой росписи, русской народной игрушки, лубочных картинок, иконописи, создавала уникальные, красочные, живые образы. Она иллюстрировала такие сказки, как «Морозко», «Сивка-Бурка», «По щучьему веленью», «Иван-Царевич и Серый Волк» и другие. Маврина – единственный советский иллюстратор, получивший престижную международную премию имени Х. К. Андерсена, которой с 1956 года награждаются лучшие иллюстраторы всего мира, за вклад в иллюстрирование детских книг.
Ранняя Т. А. Маврина создает очень детальные, традиционные иллюстрации, которые словно «живут» в тексте. Художница «не любит пустующих мест и заполняет книгу сверху донизу рисунками различных сценок по тексту, «портретами» героев, орнаментами, буквицами и просто своими «перифразами» мотивов русского прикладного искусства».
Иллюстрации, присутствующие на выставке, были сделаны для более поздних изданий. Можно заметить, что иллюстрации художницы стали словно «наивнее», но при этом красочнее, ярче, смелее. Это связано с тем, что Т.А. Маврина более активно обратилась к народному творчеству. Однако художница не просто продолжает традиции народного творчества, а интерпретирует опыт мастеров прошлого, вплетая фольклор в свой мир, создавая нечто совершенно новое и неординарное.
«Поздняя» Т. А. Маврина использует яркую плотную гуашь, темперу, прибегает к использованию аппликации, чтобы сделать границы между теми или иными объектами более выразительными. Т. А. Маврина использует свой «сказочный» шрифт, который органично вписывается в атмосферу ее иллюстраций. Неизменным осталось внимание к деталям, обращение к народному искусству, а также любовь к сказкам А. С. Пушкина. Т. А. Маврина писала: «в детской книжке рисунок обязательно должен быть рядом с текстом, о нем говорящим. Чтобы легче было читать и запоминать сказку, надо делать больше приметных остановок».
Ее творчество актуально и по сей день: в 2023 г. издательство «Проспект» опубликовало книгу сказок А. С. Пушкина с работами художницы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев