▪ В связи с наступлением середины месяца Ша’бан, ночь которого многие называют «аль-Бараа» (что означает «избавление» или «непричастность»), названной так на основе недостоверных хадисов, в которых сказано, что в эту ночь происходит избавление людей от грехов и Ада, следует кратко затронуть этот вопрос и предостеречь мусульман от нововведений, совершаемых в эту ночь и в этот день.
▶️ Относительно выделения середины ночи месяца Ша‘бан какими-либо видами поклонения не передано ни одного достоверного хадиса!
🔹 Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби и хафиз аль-Къуртуби сказали:
“Нет относительно середины месяца Ша’бан такого хадиса, на который можно было бы обратить внимание, ни касательно его достоинства, ни касательно жизненного срока людей. Не следует обращать на них внимания”. См. “Ахкам аль-Къуран” (4/117), “Тафсир аль-Къуртуби” (16/128).
🔹 Хафиз ‘Умар ибн Бадр аль-Маусыли аль-Ханафи говорил: “Нет относительно этой главы ничего достоверного от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Мугъни ‘ан аль-хифз уаль-китаб” (стр. 33).
▪ Одним словом, все хадисы, указывающие на какое-либо выделение ночи или дня середины месяца Ша’бан, являются недостоверными и не имеют основы в пророческой Сунне. В этой главе нет ни одного хадиса, который бы указывал на желательность совершения ночных добровольных молитв в эту ночь, выделения её мольбами, выделение этого дня постом или чем-то иным. И на это указывали многие имамы и исследователи, в числе которых Абу Бакр ат-Туртуши, Ибн аль-Джаузи, Абу Шама, аль-‘Аляи, Ибн Таймия, аль-‘Иракъи, и др.
• См. “Ахкам аль-Къуран” (4/117), “аль-Ба’ис фи инкар аль-бида’ уаль-хауадис” (стр. 124-137), “Ма уадаха уа-стабан фи фадаиль шахри Ша’бан” (стр. 43), “Маджму’уль-фатауа” (28/138), “Манар аль-муниф” (175).
▶️ Слова саляфов о порицании выделения середины месяца Ша’бан:
🔹 ‘Абдур-Рахман ибн Зейд ибн Аслям сказал: “Я не застал никого из наших шейхов и наших факъихов (Медины), чтобы они обращали внимание на ночь середины месяца Ша’бан. Мы не застали никого из них, кто опирался бы на хадис, передаваемый от Макхуля. И они не считали, что эта ночь обладает каким-либо преимуществом перед другими ночами”.
• Ибн Уадах в «аль-Бида’» (119). Иснад достоверный. См. «Тахкыкъ Китаб аль-Бида’» (стр. 100).
🔹 Когда Ибн Аби Мулейке сообщили: “Зияд ибн ан-Нумайри говорит: «Награда за ночь середины месяца Ша’бан подобна награде за Ночь Предопределения», Ибн Аби Мулейка сказал: «Если бы я услышал, как он это говорит, и в этот момент у меня в руке была бы палка, то я ударил бы его ею!»”
• ‘Абдур-Раззакъ (7928), Ибн Уадах в «аль-Бида’» (120). Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ Ахадис лейля ан-нысф мин Ша’бан” (стр. 87).
▪ Также это было мнением имама Малика и его сторонников, которые порицали любое выделение середины месяца Ша’бан. А хафиз аш-Шатыби, перечисляя различные положения, связанные с нововведениями, сказал: “Из их числа – совершение определённых видов поклонений в конкретный период времени, что не конкретизировал Шариат, как соблюдение поста именно в середине месяца Ша’бан и совершения ночных молитв в эту ночь”. См. “аль-И’тисам” (1/46).
▶️ Про единственный хадис о достоинстве середины месяца Ша’бан, признанный достоверным группой имамов:
✅ Со слов Му’аза ибн Джабаля, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, Абу Мусы аль-Аш’ари, Абу Хурайры, ‘Ауфа ибн Малика и ‘Аиши (да будет доволен ими всеми Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, Всевышний Аллах обращается к Своим творениям в ночь середины месяца Ша’бан, и прощает грехи всем творениям, кроме многобожника и приверженца нововведений, проявляющего вражду».
• Ахмад (2/176), Ибн Маджах (1390), Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” (512), аль-Баззар (1/80), Ибн Хузайма в “ат-Таухид” (1/90), Ибн Хиббан (1980), аль-Байхакъи (7/419), и др.
• Среди учёных-исследователей, считавших этот хадис достоверным: аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Байхакъи, Ибн ад-Дубайси, аль-Мунзири, аль-‘Аляи, Ибн Раджаб, аль-Хайтами, аль-Мубаракфури, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Бахр аз-заххар» (1/207), «ат-Таргъиб уа-ттархиб» (3/283), «Шарх аль-Мауахиб» (7/473), «Тахкыкъ аль-Лятаиф» (стр. 324), «Тухфатуль-ахуази» (3/367), «Тахридж аль-Муснад» (6642), «Сахих аль-Джами’» (1819, 1898, 4268).
▪ Это единственный хадис, имеющий основу в данном вопросе. Однако он не указывает на необходимость совершения в эту ночь каких-либо особых видов поклонения для обретения упомянутого в нём прощения. Напротив, данный хадис указывает на то, что эта великая милость Аллаха охватывает каждого единобожника и приверженца Сунны. Для её обретения не установлены такие условия, как пост в этот день, ночные молитвы, чтение Корана, мольбы и т.п. В этом хадисе упомянуты лишь два условия для получения прощения: не быть многобожником и не быть приверженцем нововведений, проявляющим ненависть к сторонникам истины. Вот и всё.
▶️ Нововведения, связанные с серединой месяца Ша’бан:
• Празднование середины месяца Ша’бан, собираясь вместе, устраивая угощения, наряжаясь и т.п. См. “Икътида сырат аль-мустакъим” (2/138), “Фатауа аль-Ислямия” (4/511).
• Избрание ночи середины Ша’бана для выстаивания ночных молитв, в частности, совершая определённые количества рака’атов, читая при этом определённые суры. См. «аль-Бида’» (стр. 92), «аль-Хауадис уаль-бида’» (стр. 262).
• Чтение суры «Йа син» в этот день специально во время обязательной ночной молитвы (аль-‘иша). См. “Тасхих ад-ду’а” (стр. 421).
• Чтение в эту ночь определённых сур определённое количество раз. См. “Манар аль-муниф” (176).
• Произнесение в эту ночь определённой мольбы, именуемой «Мольба ночи середины Ша’бана». См. «аль-Ибда’» (стр. 290), «ас-Сунан уаль-мубтада’ат» (стр. 129).
• Выделение именно этого дня постом. См. “аль-Ба’ис” (стр. 52), “аль-Икътида” (2/138).
• Совершение милостыни за умерших именно в этот день. См. “Ахкам аль-джанаиз” (стр. 322), “Тасхих ад-ду’а” (стр. 112).
• Посещение могил именно в этот день или ночь, и зажжение там свечей. См. «Тальбису иблис» (стр. 429), «аль-Амр биль-иттиба’» (стр. 177), «аль-Ибда’» (стр. 289).
• Специально зажигать в эти дни лампы и светильники без надобности, оставляя их включёнными до рассвета. См. “аль-Мадхаль” (1/308), “ас-Самар аль-мустатаб” (1/597).
• Иметь убеждение, что ночь середины Ша’бана лучше, или даже подобна Ночи Предопределения. См. “Мусаннаф ‘Абдур-Раззакъ” (7928), «аль-Бида’» (120).
🔹 Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Однако тому, кто молится и в другие ночи, мы не говорим: «Не молись в середину ночи месяца Ша’бан!» И тому, кто обычно постится в середине месяца Ша’бан, мы не говорим: «Не постись в этот день!» Но, поистине, мы говорим: «Не выделяй специально эту ночь молитвами, а этот день – постом»”. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (№ 115).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1