🔹 Суфьян ас-Саури говорил: “Я не знаю такого поклонения, которое было бы лучше, чем обучение людей религиозному знанию!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баян аль-‘ильм” (1/124).
✅ Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было двое братьев, один из них присутствовал всегда на собраниях Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а другой занимался заработком. И как-то занимавшийся заработком пожаловался Пророку (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «О Посланник Аллаха, этот мой брат, не помогает мне ничем». На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ему ответил: «Вероятно тебе посылается удел благодаря ему»”.
Ат-Тирмизи (2345), аль-Хаким (1/93). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2769), “ас-Сахих аль-муснад” (20).
🔸 Шейх ‘Али аль-Къари в комментарии к этому хадису сказал: “Т.е. я надеюсь, что тебе посылается удел по причине его благодати, а не по той причине, что ты занят заработками, а поэтому не упрекай его тем, что ты занят заработком”.
См. “Миркатуль-масабих” (8/3328).
🔸 Шейх ‘Абду-р-Раззакъ аль-Бадр сказал: “В этом хадисе содержится побуждение расходовать на учёных и искателей шариатского знания. И расходование на искателей знания – это дверь из числа дверей удела. Тому, кому Аллах даровал имущество, следует расходовать на кружки обучения Корану, или на кружки изучения религии, или на издательство религиозных книг, или на помощь искателям знания, нуждающимся в этом. Ведь если тот, кто обладает имуществом будет оказывать помощь искателю знания, то искатель знания будет иметь возможность приобретать и увеличивать знание. Однако, если требующий знания не будет находить достатка, то у него не останется времени на приобретение и увеличение знания по той причине, что будет вынужден уделять своё время заработку и работе. Однако, если он будет избавлен от нужды людьми из числа обладающих богатством и любящих благотворительность, то с позволения Аллаха это принесёт великую пользу в приобретении знания и пользе для тех, кто будет обучаться этому знанию. И из этого хадиса извлекается то, в чём нет никакого сомнения, что расходование на искателей религиозного знания из числа причин, увеличивающих удел”.
Сл. “Шарх Рияд ас-салихин” (№ 28).
▪ Поэтому в связи с важностью расходования на искателей шариатского знания многие имамы считали дозволенным выплачивать им закят, даже если они не были бедными, если являются теми, кто приносит пользу общине, а не просто изучает религию для себя.
См. «аль-Маджму’» (6/190), «Кашшаф аль-къина’» (2/284).
▪ Более того, в некоторых ханафитских трудах говорится следующее: “Мусульмане обязаны позаботиться об искателе шариатского знания, если он встал на путь изучения. Если же они станут отказываться брать на себя заботу о нём, то следует их принудить к этому подобно тому, как принуждает (правитель) выплачивать обязательный закят”.
См. “аль-‘Укъуд ад-дурийя” (1/484).
▪ Именно поэтому многие саляфы и имамы после них говорили о важности оказания финансовой поддержки искателям шариатского знания и обучающих ему других. Ведь если все приносящие пользу в распространении шариатского знания начнут отвлекаться заработком на жизнь для содержания семей, то их знание не будет доступно многим из тех, кто не имеет возможности самостоятельно изучать религию.
▪ Например, имам Абу Ханифа был богатым торговцем, и он часто расходовал на своих учеников, чтобы они сосредоточились на учебе, не отвлекаясь на заработки. И также сообщается, что со своего годового дохода от торговли он всегда откладывал деньги и тратил их на нужды шейхов и мухаддисов, покупая им продовольствия, одеяния и всё, что им было нужно, а затем распределял среди них остатки денег, отложенных на расходы для их нужд.
См. “Тариху Багъдад” (13/260), “Уафаят аль-а’ян” (5/405).
🔸 Хиббан ибн Муса рассказывал: “Как-то стали порицать Ибн аль-Мубарака за то, что он направлял деньги в одни города, не отправляя в другие, и он сказал: «Я знаю местность, которую населяют люди, имеющие превосходство и которым присуща правдивость. Это люди, которые изучали хадисы, поскольку люди нуждаются в них, и они преуспели в их изучении. Теперь же они нуждаются, и если мы оставим их, то их знание потеряется, а если же мы поможем им, то они распространят знание в общине Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). А я не знаю ничего лучше после пророческой миссии, чем распространение знаний!»”
См. “Тариху Багъдад” (10/160), “ас-Сияр” (8/387).
🔸 Спросили мухаддиса Йемена – шейха Мукъбиля ибн Хади: «Каково постановление относительно пожертвований для нуждающихся из числа искателей знания?»
Шейх Мукъбиль ответил: “Если есть искатель знания, который связан с приобретением знания и обучением, то помощь такому является из числа наилучших деяний, приближающих к Аллаху! Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто снарядил человека в военный поход, тот словно сам его совершил».
Аль-Бухари (2843), Муслим (1895).
А Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде!» (5: 2).
Абу Хурайра всё время сопровождал Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) несмотря на голод, ради приобретения знания. А я скажу: Я не видел более достойной помощи, чем помощь искателю знания, в отношении которого есть надежда, что посредством него Аллах окажет помощь Исламу и мусульманам! Если требующий знание нуждается в том, чтобы жениться или же нуждается в доме, то направь свою милостыню на то, чтобы построить ему дом, в котором может жить он и его семья; выплати за него долг, и помоги в подобных его нуждах, которые могут отвлекать его от приобретения знания.
Поистине, я делаю наставление нашим братьям, требующим знание тут (в Йемене) и в других местах, чтобы они стойко стояли на своём пути и знали, что Всевышний Аллах не даст им пропасть.
Я хочу вам рассказать об одном праведном человеке. Когда мы были в Мекке, он постоянно помогал студентам, а некоторые их тех, кому он помогал, стали сейчас по милости Аллаха людьми, приносящими пользу, они стали призывающими к Великому и Всемогущему Аллаху. И как вы думаете, разве тот человек, который еще живой, да сохранит его Аллах, который в своё время им помогал, прилагал все силы для помощи требующим знание, разве он не принимает участие вместе с ними в их награде?! Поистине, этот человек им помогал, и я надеюсь, что он получает вместе с ними награду!”
См. “Иджабату-ссаиль” (стр. 635).
▪ Всё сказанное указывает на великие достоинства тех, кто искренне расходует на искателей шариатского знания. Ведь с одной стороны расходование и оказание помощи искателям знания, приносящим пользу религии и мусульманам – это из числа величайших причин, способствующих увеличению удела. А с другой стороны, расходующий имущество на искателей знания принимает участие в их награде за распространение ими религиозного знания, ибо стал причиной приобретения этого знания и его распространения!
П.С.
▪ И ещё хотелось бы обратить внимание на один немаловажный момент.
Часто друзья или знакомые студентов шариатских наук говорят им нечто подобное: «Нужна ли тебе какая-либо помощь?» или: «Если нужна будет помощь, то дай знать», и т.п.
Конечно же, подобные слова с их стороны похвальны, но следует понимать, что такие слова «поддержки» необходимо оставлять, так как по факту они не несут в себе никакой практической помощи. Ведь даже не будучи студентом шариатских наук, люди, обладающие достоинством, не обращаются за помощью, даже когда им трудно. А что можно сказать про искателей шариатского знания, которые знают о порицании и нежелательности обращаться к людям за помощью? Конечно же, они не будут обращаться сами за помощью.
Поэтому, тот, у кого есть действительно желание заработать награду и оказать поддержку и помощь студентам, пусть помогает без лишних слов. А если окажется, что искатель знания не будет нуждаться в этой поддержке сам, то он передаст это тому, кто нуждается в этом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1