Распространилось среди невежественных мусульман то что Пятничный Намаз не является обязательным в странах куфра, или если нет Халифа - правителя мусульман, или если нет в местности соборной мечети...
Отношение Шариата к этим вопросам.
Спросили ученых Постоянного комитета по фетвам Саудии (аль-Ляджнату-ддаима): « Среди молодежи есть , которые не совершают пятничной молитвы, а совершают вместо нее обеденную молитву в 4 рак’ата, по причине того, что нет условия пятничной молитвы, а это всеобщий правитель мусульман (халифа)».
Ученые Комитета по фетвам ответили: "Эти люди допустили ошибку, оставив пятничную молитву! Наличие халифы или же его разрешение не является у ахлю-Сунна уаль-джама’а условием обязательности пятничной молитвы или же ее принятия".
См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/187.
Также спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Является ли совершение пятничной молитвы обязательным в стране неверных?»
Ученые Комитета по фетвам ответили: "Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам, проживающим в городе или деревне, совершение пятничной молитвы. И нет в шариате никакого достоверного довода на то, что совершение пятничной молитвы обязательно только в Исламской стране, а не в стране неверных. Для всех мусульман, проживающих в странах неверных, обязательным является совершение пятничной молитвы, если есть условия для ее совершения!"
См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/186.
Тоже самое относится и к такому условию, как обязательность совершения джуму'а в соборных мечетях.
Хафиз Ибн Хаджар писал: «Не было в Медине места, в котором бы совершалась пятничная молитва, кроме мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и по этой причине имам аш-Шафи’и сказал: «Не следует совершать в одном городе несколько пятничных молитв, кроме одной, даже если город большой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и халифы после него совершали только одну пятничную молитву».
См. «ат-Тальхис» 132.
Такова основа, однако, в случае необходимости, или при отсутствии соборной мечети или вообще мечети, обязательность пятничной молитвы не снимается. Что касается того, что пятничная молитва совершается только в соборной мечети, что сказано в некоторых книгах по фикъху, то нет этому достоверной основы, а хадис: «Нет пятничной молитвы, кроме как в соборной мечети», является ложным. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 917.
Более правильно то, что эти слова передаются от ‘Али ибн Абу Талиба, а не от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но даже как слова ‘Али, это сообщение является слабым. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Сообщение от ‘Али, что нет джуму’а кроме как в соборной мечети, имам Ахмад назвал слабым». См. «ат-Тальхис» 132.
Имам ан-Науауи также сказал: «Это сообщение очень слабое!» См. «аль-Маджму’» 4/488.
Достоверным является то мнение, что пятничная молитва совершается в любом месте, в котором находятся мусульмане.
Ибн ‘Аббас рассказывал: «Поистине, первая джуму’а в Исламе, которая была совершена после джуму’а в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, была джуму’а, совершенная в одной из деревень Бахрейна в племени ‘Абдуль-Къайс».
Аль-Бухари 2/316.
От Абу Хурайры сообщается, что однажды они написали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спрашивая его о том, где им совершать пятничную молитву, и он написал им: «Совершайте пятничную молитву, где бы вы ни были!»
Ибн Абу Шайба 1/204. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Также сообщается что Ибн ‘Умар видел жителей деревни между Меккой и Мединой, которые совершали джуму’а, и он не порицал их за это. ‘Абдур-Раззакъю Иснад достоверный.
См. «Фатхуль-Бари» 2/316.
Также имам Малик сказал: «Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), жившие в деревнях между Меккой и Мединой, совершали пятничные молитвы».
Ибн Абу Шайба 1/205.
Имам аш-Шаукани о таком условии для пятничной молитвы, как соборная мечеть, сказал: «На это условие нет никакого доказательства!»
Он также сказал: «И если в каком-либо месте нет мусульман, кроме двух, то один из них читает проповедь (хутбу), а другой слушает, затем они вдвоем совершают пятничную молитву!»
См. «Сайлюль-джарар» 1/298.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3