Можно ли их брать как руководство или распространять их?
С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Ученые единогласны в том, что выдуманный хадис (мауду’) не является шариатским доказательством, и опираться на такое сообщение нельзя в каком бы то ни было разделе религии.
Также единогласие передавалось касательно того, что нельзя опираться и на слабые хадисы (да’иф) в вопросах вероубеждения, а также считать, опираясь на такие хадисы что-либо в религии обязательным или даже желательным.
Со слов Мугъиры ибн Шу’бы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллах (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Поистине, возводить ложь на меня совсем не то, что возводить ложь на любого другого! И пусть тот, кто делал это намеренно, займет свое место в Аду!»
Аль-Бухари 1291, Муслим 933.
Имам Ибн Хиббан назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: “Упоминание того, что войдет в Ад тот, кто приписывает что-либо избранному Посланнику (мир ему и благословение и Аллаха), не зная о достоверности этого”.
См. “Сахих Ибн Хиббан” 1/27.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) категорично запрещал возводить на него ложь; часто говорить от его имени; приписывать ему то, что он не говорил, и т.п.:
Он (мир ему и благословение и Аллаха) также говорил: «Тот, кто расскажет от моего имени то, относительно чего есть предположение, что это ложь, станет одним из лжецов».
Муслим в “Мукъаддима ас-Сахих” 1/7, ат-Тирмизи 2662, Ибн Маджах 41.
Имам Ибн Хиббан сказал: “Пророк (мир ему и благословение и Аллаха) не сказал о том, кто был убежден в том, что передаваемое является ложью. Каждый, кто сомневается в хадисе, который он передает, является ли он достоверным или же не достоверным, имеет отношение к этим угрозам”.
См. “ад-Ду’афа” 1/18.
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Ученые говорили: «Пусть никто не рассказывает хадис, кроме как от надежного. А если он передаст хадис от ненадежного, тогда он рассказал хадис, который сам считает ложью»”.
См. «‘Аридатуль-ахуази» 10/129.
Со слов Салямы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовится занять свое место в Огне!»
Аль-Бухари 109.
Абу Къатада (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, стоя на этом минбаре: «О люди! Остерегайтесь много и часто передавать что-либо от моего имени! А тот, кто говорит что-то от моего имени, пусть не говорит ничего, кроме истины и правды! А кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, пусть займет свое место в Огне!»”
Ахмад 5/297. Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 2486, “Тахридж аль-Муснад” 22591.
Как мы видим, в этих хадисах содержится строжайшее предостережение передавать все, что приписывается в качестве хадиса к Пророку (мир ему и благословение и Аллаха). И если запрещается даже передавать подобное, тогда что можно сказать о том, чтобы опираться на какие-либо из недостоверных хадисов в каком-либо разделе религии?!
Хафиз Ибн Хаджар, упомянув хадис: «Тот, кто расскажет обо мне то, что сам он считает ложью, станет одним из лжецов», сказал: “А что можно сказать о совершении деяния, основанного на этом (слабом хадисе)?! Нет разницы при совершении деяния, опирающегося на хадис, касается это законоположений (ахкам) или достоинств (фадаиль), поскольку все это Шариат!”
См. “Табйин аль-‘аджаб фи фадаиль Раджаб” 25-26.
Следует сказать, что некоторые имамы допускали принятие слабых хадисов с некоторыми условиями, например, если это не касается вопросов халяла и харама, если не касается вопросов вероубеждения и т.п. Но это ошибочное мнение.
Шейх Ибн ‘Усаймин, упомянув мнения ученых, дозволявших опираться на слабые хадисы и их условия, сказал: “Но то, что мне видится правильным, состоит в том, что нельзя передавать слабые хадисы в любом случае, кроме как чтобы указать на его слабость. И в частности это касается среди простолюда, ибо простолюд, если ты расскажешь им какой-то хадис, то они будут убеждены в том, что этот хадис сахих и что Пророк (мир ему и благословение и Аллаха) говорил это”.
См. “Шарх аль-манзума аль-Байкъуния” 45.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев