Его яркое и многогранное творчество вдохновляло и продолжает вдохновлять художников всего мира. На первом месте здесь - изобразительное искусство и кинематограф, а вот музыки куда меньше, хотя именно музыкой проникнута вся тургеневская проза – от юношеской лирики и «Записок охотника» до самых поздних «Стихотворений в прозе».
Одним из «Тургеневских композиторов» стал Александр Борисович Гольденвейзер. Ему принадлежат две оперы – «Вешние воды» (по роману) и «Певцы» (по рассказам «Певцы» и «Ермолай и мельничиха» из «Записок охотника»). Оба произведения были навеяны юностью и в юности задуманы. Однажды, читая детям «Певцов», отец – Борис Соломонович – обронил, что хорошо бы сочинить оперу. Идея была гениальна, учитывая, что современниками и товарищами юного Гольденвейзера были будущие звезды оперной сцены Собинов, и Шаляпин (последнему, кстати, довелось выступить в роли Яшки-Турка в 1918 году на юбилейном Тургеневском вечере в Александринском театре). А в «Вешних водах» есть глубоко личная для композитора рифма эпизода с розой и признания в любви будущей невесте Анне Софиано.
«Певцы» были закончены в 1944, чуть позже – «Вешние воды». Оперу высоко оценил Дмитрий Шостакович. В конце 1950-х был заключен контракт с Ленинградским малым оперным театром, но работа была прервана. В Музее музыки сохранился эскиз Татьяны Георгиевны Бруни к четвертому акту «Вешних вод», рекомендательное письмо Шостаковича, афиша концертного исполнения «Певцов» и фотографии исполнителей «Вешних вод» на сцене ВТО. И, конечно, ноты.
О тесной связи музыки и слова в творчестве композитора вы узнаете, посетив экскурсию «Властелин черно-белых клавиш» в мемориальной квартире музыканта. Билеты по ссылке
#ноткапросвещения
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев