Оригинальная обложка альбома "Ворона".
Разбирать песню будем построчно. Перед этим же ознакомимся с её "тактико-техническими характеристиками".
Песня была выпущена в 1996 году и исполнена в жанре фолк-рок с элементами трип-хопа.
Продюсером выступил Макс Фадеев, текст написан самой Линдой.
Продолжительность песни - 5 минут 32 секунды.
Первый "куплет".
Песня не поделена на куплеты и припев в традиционном понимании.
Вместо этого текст поделён на трёхстишия (их 4), а "припев" выделен отдельно.
Потому и деление на куплеты будет крайне условным.
За один куплет примем два трёхстишия.
Итак, первый куплет начинается на 40-й секунде песни и выглядит вот так:
Тикают так, как вулканы поют,
Реки стоят, воду больше не пьют.
Ты — как они, я же как ворона.
Стёкла не бьют, потому что их нет,
Сказка о том, где был солнечный свет,
Я же пою, где поёт ворона.
Беглый взгляд на текст может привести к тому, что читатель или слушатель подумает, что при написании текста автор явно употреблял психоактивные вещества, но при детальном изучении подобное впечатление может легко и просто разрушиться.
"Тикают так, как вулканы поют".
Для понимания этой строчки нужно разбить её на две части:
"тикают так / как вулканы поют",
и разбирать с последней части.
"Вулканы поют" - это чистейшей воды метафора:
пение вулкана есть не что иное как шум или взрыв, сопровождающий его извержение.
Поскольку вулканы "поют", когда извергаются, то что-то должно так же громко тикать.
Но тиканье какого часового механизма может сопровождаться таким же громким взрывом?
Правильно - часового механизма бомбы.
Сразу напрашивается следующий вопрос - какая бомба способна так же громко "петь"?
Та, разрушительный потенциал которой сопоставим с таковым у вулканов.
А именно - атомная бомба.
Уже исходя из только этого факта, можно сделать вывод, что эта строчка раскрывает - пусть и частично - состояние мира в сеттинге песни.
Мир "Вороны" регулярно сотрясается от взрывов ядерных зарядов, в нём гремит или недавно прогремела ядерная война, и Землю сотрясают регулярные ядерные удары - потому они и "тикают", точно дьявольский часовой механизм.
Однако картина мира ещё не полная.
Дальнейшее раскрытие мира происходит после следующей строчки:
"Реки стоят, воду больше не пьют".
Как известно, при ядерном взрыве высвобождается огромное количество тепла, при котором всё, что находится в радиусе поражения, сгорает или плавится.
Неудивительно, что после серии мощных взрывов (пусть даже мощностью до 35 мегатонн) реки на поражённых территориях пересохли.
Ладно бы просто пересохли - но с тех пор они и не наполнялись водой!
Отсюда вывод - часть из боеголовок, которыми совершались чудовищные удары, несли не просто ядерный, но термоядерный заряд! Чтобы наверняка лишить территорию воды.
Что же до следующей строчки, то здесь разберём только половину, так как один из образов в ней повторяется во втором "куплете".
"Ты - как они, я же как ворона".
Ворона - птица-падальщик, они часто обитают, кроме всего прочего, на свалках.
Таким образом, Линда (или лирическая героиня), сравнивая себя с вороной, описывает свой образ жизни в постапокалиптическом мире.
Она - тоже падальщица, но собирает она то, что осталось от Старого мира.
Она живёт прошлым, собирая то, что осталось от него - тоже в каком-то смысле падаль - но собрать гнездо из осколков Старого мира у неё пока не получается.
Кто же такие "они", мы узнаем чуть позже.
"Стёкла не бьют, потому что их нет".
Раскрытие мира песни продолжается, хотя эта строчка носит скорее вспомогательный характер и передаёт описание города, разрушенного ядерной войной.
Стёкол нет, так как их выбила ударная волна от взрыва.
Их может повыбивать даже обычный ракетный или артиллерийский удар - что уж говорить об ударе ядерном или термоядерном.
Следующая строчка -
"Сказка о том, где был солнечный свет" - закрепляет общее описание постъядерного мира.
Разрушительный потенциал у атомных бомб сопоставим, а чаще всего превосходит таковой у вулканов при их извержении.
Для сравнения:
мощность знаменитой советской Царь-бомбы составила 58,6 мегатонн, а сила извержения Везувия, которое в 79 году н.э. уничтожило Помпеи и Геркуланум, составила 5 баллов по шкале вулканической активности (VEI).
При извержении такой мощности выбрасывается в среднем от 1 до 10 куб.км пепла, который способен закрыть солнце, а извержения мощнее (6 VEI и более) способны вызвать эффект вулканической зимы.
Так произошло после извержения индонезийского вулкана Тамбора в 1815 году (мощность - 6 баллов):
в Европе и Америке лето 1816 года было аномально холодным, и именно поэтому 1816 год был назван "годом без лета", или "тысяча восемьсот насмерть замёрзшим".
Но в песне речь идёт не о глобальном всплеске вулканической активности, а о последствиях ядерной войны - соответственно, и пепел ядерный.
Поэтому можно смело утверждать, что в мире, о котором поёт Линда, настала ядерная зима, а облака радиоактивного пепла смешались с атмосферой и закрыли собою солнце.
Причём, судя по всему, эта ядерная зима длится не одно десятилетие, что объясняет тот факт, что солнечный свет остался только в сказках.
Замыкает первый куплет строчка:
"Я же пою, где поёт ворона".
Что Линда = ворона = падальщица, будет повторяться ещё не раз в тексте песни, и здесь это ещё раз подсвечивается.
Ворона поёт, т.е. каркает, как правило, там, где нашла добычу.
Так и Линда, если проводить аналогии между поведением человека на выжженных пустошах и вороны в дикой природе, сигнализирует своим товарищам по команде - таким же выжившим странникам - о том, что она нашла ещё какие-то останки сгоревшего прошлого, и приглашает их разделить находку вместе с ней.
https://youtu.be/54CkirSI-ms
Комментарии 3
Линда это псевдоним, имя ее Светлана Гейман, она родилась в Казахстане.
Сейчас она поэтесса, художница.
Как Линда раскрывает тему последствий ядерной войны.
Музыку и слова к «Вороне» создал Максим Фадеев –
в то время он был продюсером Линды.
В записи песни и диска принимали участие музыканты-
специалисты по редким этническим инструментам из разных уголков мира.
Всего в альбоме можно услышать звучание 17 уникальных инструментов.
Клип на песню «Ворона» Линды, вышедший в далеком 1996 году, до сих пор будоражит воображение своей мрачной эстетикой и загадочной атмосферой.
Режиссерская работа Максима Фадеева, наполненная символизмом и глубоким смыслом, превратила эту композицию в настоящую культовую вещь.
Съемки проходили под Подольском, в течение шести дней.
Но не просто под Подольском, а на территории заброшенного цементного завода, который незадолго до этого был обнаружен археологами.
Представьте себе: огромные, полуразрушенные здания, покрытые слоем пыли и времени, мрачные цеха, пропитанные запахом сырой земли и бетона.
Это место, словно сошедшее с полотен х...Ещё"Я ворона, на-на-на":
Как Линда раскрывает тему последствий ядерной войны.
Музыку и слова к «Вороне» создал Максим Фадеев –
в то время он был продюсером Линды.
В записи песни и диска принимали участие музыканты-
специалисты по редким этническим инструментам из разных уголков мира.
Всего в альбоме можно услышать звучание 17 уникальных инструментов.
Клип на песню «Ворона» Линды, вышедший в далеком 1996 году, до сих пор будоражит воображение своей мрачной эстетикой и загадочной атмосферой.
Режиссерская работа Максима Фадеева, наполненная символизмом и глубоким смыслом, превратила эту композицию в настоящую культовую вещь.
Съемки проходили под Подольском, в течение шести дней.
Но не просто под Подольском, а на территории заброшенного цементного завода, который незадолго до этого был обнаружен археологами.
Представьте себе: огромные, полуразрушенные здания, покрытые слоем пыли и времени, мрачные цеха, пропитанные запахом сырой земли и бетона.
Это место, словно сошедшее с полотен художников-
постапокалиптиков, стало идеальной декорацией для истории о потерянной любви и внутренней борьбе, которую так пронзительно исполнила Линда.
Выбор локации не был случайным.
Заброшенный завод стал метафорой разрушения, упадка и безысходности, которые отражали эмоциональное состояние героини песни.
Серые стены, облупившаяся краска, ржавые конструкции —
все это создавало ощущение заброшенности и одиночества, гармонично переплетаясь с музыкой и текстом песни.
Интересно, что
на выбор этой необычной локации повлиял случай.
Съемочная группа долго искала подходящее место, способное передать атмосферу песни.
И вот, во время одной из поездок по Московской области, они наткнулись на этот заброшенный завод.
Он поразил их своей мрачной красотой и идеально вписался в концепцию клипа.
Смыслы и символы: расшифровка посланий
«Ворона» — это
не просто красивый видеоролик,
а настоящее произведение искусства, наполненное глубоким смыслом и символизмом.
«Ворона» — это метафора потери, одиночества и внутренней борьбы.
Героиня песни, словно птица, запертая в клетке своих эмоций, пытается найти выход из лабиринта своих переживаний.